Побеждает любовь

Эта любовь была для него «как свет, как воздух, как утро, как день». В военном госпитале он встретил медсестру – и понял, что «ничего в жизни просто так не даётся», потому что всё требует «сил, ответственности, раздумий и мук».

Фронтовик Виктор Астафьев стал писателем, потому что не нашёл правдивых произведений о Великой Отечественной войне. Автобиографическая повесть «Звездопад», в которой он рассказывает о своей любви, стала основой его пьесы «Прости меня», написанной позже. По мотивам этих произведений 23 апреля Театр на Соборной покажет премьеру спектакля «Мальчишки, жить!». Московский режиссёр Алексей Демидов, которому принадлежит идея постановки, рассказал об особенностях спектакля.

- У спектакля яркое название. Как оно появилось?

- Для нас название спектакля не приказ, а позиция. Жить – значит любить. Любой мой спектакль – это диалог со зрителями. Один из наших персонажей произносит такие слова: «Человек рождается, любит, умирает». А любовь – это главное событие в жизни каждого человека. Размышляя о сегодняшней молодёжи, наблюдая праздники и будни из жизни собственного сына, меня волнует отсутствие должной энергии, которая в этом прекрасном возрасте должна бурлить в человеке, меня волнует расстройство юных Ромео и Джульетт по пустякам, их депрессивные состояния, возникающие из-за ерунды. Меня раздражает собственный ребёнок, когда он спит полдня и прогуливает институт, потому что накануне вечером его девушка не так ему сказала «до свидания». Молодые из-за пустяков, переживая совсем не глобальные трудности, могут позволитьдсебе пойти на конфликт, сорваться на родителей. Может быть, наш спектакль поможет им, самым нашим главным зрителям и критикам, ощутить вкус к жизни, задуматься, что другой – не будет, и лучше не пропускать настоящее.

- Почему вы выбрали для постановки именно эту пьесу?

- Этот материал привлекает меня правдой, искренностью, крупным планом молодого человека. Мы интуитивно выбирает себе автора, с которым легко идти по жизни, словами героев которого легко разговаривать. Виктор Астафьев – один из моих любимых писателей. В его творчестве всё правда, характеры узнаваемы, а сюжет всегда увлекателен. Подключаясь к мысли Астафьева, двигаясь по событийному ряду пьесы к финалу, ощущаешь себя одним из его героев, потому что жизненные позиции совпадают. Виктор Астафьев – один из нас, только более чуткий и более талантливый.

- Какие произведения стали основой вашей инсценировки?

- Пьеса «Прости меня», из которой взята одна из линий повествования, история знакомства, любви и расставания Мишки Ерофеева и медсестры Лиды. В нашем спектакле госпиталь, в котором происходит действие пьесы Астафьева, расположен в здании театра, что позволяет мне как режиссёру-постановщику ввести новых персонажей, которые, на мой взгляд, сделают наш разговор о военном времени и о людях в нём острее и глубже.

- Форма вашего спектакля традиционна?

- Мы живём в XXI веке. Я очень рад, что судьба занесла меня в Рязань и я оказался в Театре на Соборной – театре живом, в котором трудится сильная труппа под руководством Ольги Прищеповой. Кстати, «Милый друг» в её постановке успешен как раз нетрадиционностью предложенного режиссёром хода. Он нравится зрителям как раз из-за стильной формы и крепкой режиссуры. Я надеюсь, что форма моего спектакля обострит восприятие материала и привлечёт внимание не только театральной публики Рязани, но и простого зрителя, который заглядывает в театр нечасто. Рассмотреть человека, увидеть его душу, сердце, сделать непафосный спектакль – моя задача. Мне хочется, чтобы зритель, который увидит наш спектакль, сопереживал тому, что происходит на сцене.

- Какие актёры будут заняты в премьере?

- Премьеру будут играть ведущие актёры театра: Людмила Сорокина, Людмила Сафонова, Нина Бурдыгина, Римма Чеканова, Зоя Пятницкая – это актрисы экстра-класса. Когда ставлю спектакль, для меня важно не впихнуть в придуманный образ индивидуальность артиста, а разгадать его природу и создать образ, который будет органичен репетируемому материалу. Артист живёт на сцене двумя настоящими чувствами: или ему комфортно, или неудобно в том, что он делает, остальное – «от лукавого». В нашей работе комфортно и мне, и актёрам. Меня во всём поддерживает и помогает художественный руководитель театра Василий Грищенко. Можно сказать, что мне повезло.

Режиссёр, конечно, прав. Естественность особенно важна в постановке, где пересекаются такие неорганичные понятия, как любовь и смерть, война и жизнь. Испытавшие трудную солдатскую службу в Великой Отечественной ценят настоящее. Когда у Виктора Астафьева спросили, о чём самом главном ему хотелось бы сказать людям, он ответил: «Я сказал бы прежде всего о ценности жизни. Об этой бескорыстно дарованной нам радости, о единственной награде божьей. И ею надо дорожить».

13 апреля 2010 г.  «TIP-Рязань»  Автор: Ольга Пономарёва