Сальто над Нью-Йорком

Спектакль поставлен молодыми, о молодых и для молодых.

В начале марта в Театре на Соборной состоялась премьера спектакля "New-York. Salto".Постановщиком  выступил  молодой питерский режиссёр Иван Осипов, главную роль сыграл  актёр Егор Сальников, известный по сериалу "Даёшь молодёжь!".


Пьеса была написана авторами  (И. Осипов, Е. Сальников) под впечатлением  от романа "Над пропастью во ржи" Джерома Д. Сэлинджера. Поэтому отсылки к "нетленке"  Сэлинджера проскальзывают в постановке, и они понятны тем, кто книгу читал.

Итак, о чём же этот спектакль? О юном Джеймсе Кетчере, американском школьнике.  (Кстати, его фамилия - игра русских и английских слов. В оригинале книга Сэлинджера  называется "Catcher in the rye" - "Ловец в хлебном поле". "Catcher" произносится как "кетчер" - такой замаскированный посыл авторов пьесы).


С первых минут постановка удивляет своей необычностью. На сцене абсолютно нет никаких декораций. Есть только два больших экрана, на которых возникают различные инсталляции, органично вписывающиеся в происходящее действие.

И вот на сцене появляется главный герой - юноша. Он пока никто, у него нет имени, национальности и рода деятельности. Он восторженно рассказывает зрителям о чарующей стране Америке, которая манила своей вседозволенностью и пороком почти всех молодых жителей СССР. "И тогда мир разделился на два материка, одним из которых была Америка!" - говорит герой. Так и было. За плотным железным занавесом царил совершенно другой мир, или так только казалось?


Первый представитель этого «совершенно другого мира», с которым встречается герой, представляет собой образ типичного американца: джинсы «клёш», кок "а ля Элвис", кожаная клубная куртка и неизменная пицца под мышкой. Он, как змей-искуситель, предлагает молодому человеку прожить другую жизнь, осуществить свою «американскую мечту». Теперь у  героя есть имя, его зовут Джеймс Кетчер. Он -  часть той идеальной, приглаженной американской жизни: прилизанный быт, бекон на завтрак, стойкий американский оптимизм.

Родители Джеймса - типичные американцы. Отец рассуждает о политике, мать – о новых нарядах и подарках к празднику. Только Джеймс не вписывается в окружающую среду. Он своеобразный "тихий бунтарь", такой же, как и Холден Колфилд, герой сэлинджеровского романа. Ему противно довольство той искусственной, якобы счастливой жизнью, которой живут его родители и большинство их знакомых.  И свой протест он выражает весьма экстравагантным способом - сделав видеоролик, порочащий многих известных и преуспевающих выпускников своей элитной школы, где среди других и его отец.    Одноклассники  восхищаются поступком Джеймса, а он, видимо, до конца не понял, что и кому пытался доказать. Просто хотел быть услышанным, до боли хотел, чтобы и другие  заметили фальшь.


Поступок Кетчера мало-помалу начинает разрушать размеренную и спокойную жизнь близких ему людей. Отец боится за свою карьеру, обвиняет жену, мать своих детей.  Образцовый брак потихоньку начинает распадаться. Момент их диалога мастерски выстроен режиссёром и великолепно сыгран актёрами. Отец находится на сцене  и бросает в  лицо матери Джеймса, которое проецируется на экран, гневные обвинения.


Всё продолжает рушиться. Отец приезжает в колледж, где учился сын, и их непростой разговор становится последним для Джеймса. Он нелепо погибает от рук отца.


На фоне кладбища звучит мощный монолог героя о том, что "они все не имели права" убивать его: мать и отец, которым было всё в равной степени безразлично, друг, без зазрения совести забравший любимую девушку, чиновник от образования, рьяно оберегающий «честь мундира». Нравственные ценности, казавшиеся такими незыблемыми, на поверку оказались убогими и фальшивыми.


Хрупкий мир подростка не справился со всей этой грязной правдой. Что он может сделать? Только возмущаться и топать ногами?! А ему хочется поступка. Он не может жить рядом с такой несправедливостью и не понимает, почему остальные не замечают её.

Джеймс возвращается, снова делает сальто над утопающим в огнях Нью-Йорком. Но герой и город уже не те. Грязь и порок  теперь не замаскированы, а демонстративно выставлены напоказ. Начинается его новое путешествие, похожее на калейдоскоп, в котором мелькают ночные клубы с наивными провинциалками, отели с услужливыми сутенёрами и проститутками, религиозные общины с ханжескими идеями спасения.

Американская карусель набирает обороты. На очередном её витке возникает художник, в котором можно узнать короля поп-арта Энди Уорхола с его странным искусством и бесконечными экспериментами с наркотиками. И, наконец, самая "американская" вещь реалити-шоу: распятый на потеху публики, герой бессилен и незащищён,  он близок к отчаянию и уже не видит смысла ни в чём.

Так окончательно померк идеальный образ «американской мечты».

В заключение хочется сказать, что "New-York. Salto." - спектакль неординарный, неоднозначный, непривычный для нашего зрительского восприятия. Единого мнения в оценке быть не может. Тем он и интересен.

14 апреля 2010 г. «Молодёжная среда»  Автор: Маргарита Слепова