Не слушать и смотреть, а слышать и видеть

19 и 20 июня в Театре на Соборной студенты ЯГТИ (Ярославского государственного театрального института) сдавали творческие экзамены.

Студенты – будущие актёры, поэтому предметы у них необычные. Например, зачёт по сценической речи напоминал буддийский обряд.

- Мааам, лааам, ааам… - классические упражнения для голосовых связок очень похожи на медитацию.

- Слово должно раздаваться из ног, а не из горла! – объясняет студентам заслуженный артист России Андрей Николаевич Торхов, педагог по сценической речи.

Я прошу объяснить эту загадочную фразу, и Андрей Николаевич рассказывает:

- В обычной жизни люди не пользуются при разговоре всеми частями тела, говорят только в нос и в лоб. А у актёров должны резонировать кости, суставы. Гитара усиливает звук струн, и человек тоже способен увеличить количество и объём звука. Актёр должен знать, как направить звук, знать его эмоционально-психические особенности. У каждой гласной есть свои отличия. Так, звук «А» означает эмоциональную окраску, радость, открытость миру. «О» и «У» - боль, страдания, «И» - агрессивный, «Ы» - звук плача (прислушайтесь, как плачет младенец), а вот «Я» - обнимающий. Так что всем знакомый пролог из поэмы Пушкина «У лУкОмОрья дУб зелёный…», если верить гласным звукам, далеко не радостная, а ужасающая сказка.

И это только разминка! В течение двух дней студенты танцевали, играли в сценах и этюдах, шутили, пели и даже мастерски дрались. Но самое большое потрясение и у зрителей, и у будущих актёров вызвала постановка маленькой трагедии Пушкина «Пир во время чумы», взятой как упражнение «Речевой хор»  для зачёта по сценической речи. Студенты покидали сцену кто со слезами, кто в скорбном молчании, а кто в глубокой задумчивости…

По окончании занятия ребята поделились чувствами, которые сопровождали их во время игры:

- То, что вы видели на сцене, – это даже не эмоциональная передача, - рассказывает Дмитрий Немочин. - Это то, что заложено внутри, то, что помогло понять дух того времени, дух чумы. Душа сама ведёт актёра и заставляет показывать!

- Несколько вещей отличают обычного человека от актёра, - продолжил студент Александр Степанов, - фантазия, сосредоточенность, умение не слушать и смотреть, а слышать и видеть.

Творческие испытания для будущих актёров закончились. Впереди их ждут обычные экзамены по истории музыки и отечественной истории. Но когда они все вместе стоят на сцене, в их глазах читается: «Театр – это не игра, театр – это жизнь на сцене».

22 июня 2010 г. «TIP-Рязань»  Автор: Анастасия Андреева