Рязанское признание

XIX Областной театральный смотр-конкурс "Признание"

Девятнадцатый раз в середине марта в Рязани прошёл Областной театральный смотр-конкурс «Признание» – театры подвели итоги прошедшего сезона, показав в фестивальном режиме все его премьеры подряд. <…>

Театр на Соборной, позиционирующийся как молодёжный, выступил с инсценировкой «Милого друга» Ги де Мопассана (свою версию текста поставила режиссёр Ольга Прищепова, сценограф Олег Чернов, автор замечательных костюмов Елена Фролина, режиссёр по пластике Алексей Мицуро).

Счастливым открытием стало прежде всего здание театра, удивительно изящное, уютное, буквально пропитанное ароматами ХIХ века. На этих подмостках сам бог велел ставить знойные мелодрамы и искромётные водевили, открывать забытых классиков, давать новую жизнь пьесам Островского.

«Милый друг» вполне встраивается в этот ряд, особенно если признать, что этот сюжет про то, что «на каждого Дюруа – довольно простоты».

По сути история Жоржа Дюруа – история бесчувственного циника, который в отношении к женщине сохранил нахрап солдата колониальных войск, даже оказавшись в пряно-чувственном Париже. Артист Илья Комаров несколько однозначно играет два полярных состояния – солдатское простодушие «полуночного ковбоя» и прямолинейный цинизм прущего в политику псевдожурналиста, которому бойкость пера внушила – от себя – первая реально полезная для карьеры любовница. Жанровое определение спектакля – актуальный трагифарс – существенно для режиссёра и автора инсценировки Ольги Прищеповой. Она со здоровой женской зоркостью показывает оттенки заразы всеобщего цинизма, пронизывающего вроде бы красивую жизнь.

Здесь тоже выживают кто как может. Но стимулы совсем другие.

Чувственный мозг Мадлены Форестье (Татьяна Киселёва) независим и въедлив. Простодушная Рашель (Марина Шульц) самоутверждается громко и прямолинейно. Зато Сюзанна в остроумном исполнении Марии Фроловой умело пользуется амплитудой парадоксов и противоречий: от бесшабашной искренности – к расчётливой стерве, ориентированной на все материальное (кабаретный стриптиз Сюзанны в окружении батальона кавалеров – блистательно-безжалостный итог судьбы… самого Жоржа Дюруа, ставшего-таки мужем этой опасной хищницы).

Подобный финал явно предвидит наивная мадам Вальтер, что ставит её на грань нервного срыва. Нина Бурдыгина изумительно точна и остроумна в оттенках тайного ханжеского желания стать жертвой молодого любовника, которое последовательно перерождается в трагедию души униженной и оскорблённой. Госпоже Вальтер мучительно и стыдно сознавать себя пародией на обезумевшую Леди Макбет, чья месть уже никому не опасна.

Спектакль Театра на Соборной очень точно выстроен по атмосфере. В нём на удивление сильно воздействие едкой иронии и щемящей горечи. <…>

Май 2010 г. «Страстной бульвар, 10» № 9-129/2010  Автор: Александр Иняхин