Приказано жить!

В преддверие юбилея Великой Победы в Театре на Соборной состоялась премьера военной драмы «Мальчишки, жить!» по мотивам произведений выдающегося русского писателя Виктора Астафьева.

Режиссёр постановки – Алексей Демидов, а большинство ведущих ролей исполнили уже знакомые читателям нашей газеты молодые актёры.

Спектакль получился сложный, местами леденящий кровь, но очень сильный по содержанию.

Действие происходит во время войны в театре, где базируется госпиталь. На сцене раньше кипела совсем другая жизнь, а теперь здесь делают перевязки и слышны стоны раненых. А между койками ходят Смерть, Ангел и Гримёр (чёрт), который собирает свою страшную жатву изо дня в день.

Рефреном через весь спектакль проходит шекспировская тема, что «весь мир театр, а люди в нём актёры». Смерть умело режиссирует гибель и хаос. Именно режиссирует. Она появляется во время спектакля для больных госпиталя, и начинается бомбёжка. Один из солдат не выживает, зрители видят жуткий танец погибшего Афонии и его жены. Матрёна, любящая супруга, пытается вырвать из её когтей своего любимого. Смерть говорит, что свою роль он сыграл достойно, и Афоню со сцены уводит Ангел.

Пронзительно в спектакле показана проблема поколения тех 17-летних мальчишек и девчонок, которые не по своей воле окунулись в этот страшный спектакль под названием Война. И даже когда все кошмары Второй мировой остались позади, вчерашние актёры военных пьес не смогли нормально жить. Солдат Миша никак не может найти себя в послевоенной стране. Вроде жива любимая девушка, сам здоров, но он постоянно чувствует присутствие Смерти. Почти физически ощущает, как она зовёт его с собой, не может смириться с мыслью, что когда-то упустила его в том госпитале.

Отдельно стоит поговорить об образах. Неоднозначны Смерть и Гримёр. Вроде бы они отрицательные герои, но если подумать, их сущности – основа всего мироустройства. Как известно, без зла нет и добра. Да не такая уж смерть и злая, она делает свою работу, собирает души, которым нужно уйти. Её финальный монолог о том, что «после смерти тишина и пыльные кулисы» - это слова уже не Смерти, а уставшей женщины.

Режиссёр не делал различий между плохими и хорошими. Главный враг всего живого и неживого в спектакле – война.

26 мая 2010 г. «Молодёжная среда»  Автор: Маргарита Слепова