"Верить в себя и в театр"

Замечательная актриса Театра на Соборной Нина Бурдыгина отмечает юбилей творческой деятельности. Мы решили поговорить с актрисой на темы, волнующие будущих мастеров театра и кино.

Работа актёра не шоу-бизнес

- Нина, что делать тем, кто грезит сценой и киносъёмками?

- В человеке или есть стремление стать актёром, или нет. Это стремление может быть и надуманным: случается, считают, что актёрская профессия – это просто. Но это мучения, тяжёлый труд все 24 часа в сутки, особенно перед премьерой. Актёры, бывает, в это время ночей не спят. Может присниться, что вышел на сцену и забыл слова – это чисто профессиональное явление. Ещё не нужно путать работу актёра и шоу-бизнес. Зарплата в провинциальном театре мизерная, надо готовиться и к подработкам. А в сериал надо ещё попасть, и там от искусства очень мало. Только людям, состоявшимся в актёрской профессии, можно в них сниматься: их уже ничего не испортит.

- Сложно подготовиться к экзаменам в театральный вуз?

- Экзамены в театральный вуз – серьёзное испытание, к нему надо готовиться не один год. Читать басню, монолог, стихотворение - произведения должны раскрывать и потенциал, и темперамент будущего актёра. Самому это сделать крайне сложно, нужно обязательно чтобы кто-то «повёл». Но не каждый актёр может быть педагогом, а надо, чтобы человек мог передать тебе особенности мастерства, заразил уверенностью. И петь нужно хорошо, и двигаться: сейчас актёр должен уметь всё, мы идем к синтетическому театру. И студенты театрального – тот материал, из которого нужно лепить актёра, умеющего всё.

Как нарисовать… роль

- Когда молодые актёры после института приходят в театр, с чем они сталкиваются?

- Когда приходишь в театр, понимаешь, что то, чему тебя учили, и реальная работа в театре – это разные вещи. В институте дают основу, понятие актёрского мастерства. После вуза начинаешь работать в театре, и на репетициях вдруг понимаешь, что ты дура полная. Со студентами же педагоги носятся, уделяют им много внимания. А тут ты пришла – и у тебя 30 партнёров, занятых в этом же спектакле. Да, молодым актёрам в театре тоже уделяют много внимания, но не больше, чем положено. И надо уметь ориентироваться. Для этого нужна огромная домашняя работа. Я всегда сравниваю нашу работу с профессией аналитика или следователя. Всегда спрашиваю себя: «Почему я здесь так поступила, какие у меня были причины? А почему я оказалась именно в этом месте, почему сказала именно эту фразу? Это всё есть в характере моей героини». Когда работа, как снежный ком, обрастает этими «почему», складывается рисунок роли. И когда молодой актёр приходит в театр, он думает, что всё у него получится сразу. Но хорошая игра – это труд и труд, и столько внимания, как в институте, ему уже не будет. Надо «вариться» самому. Хорошо, что наш главный режиссёр Ольга Павловна Прищепова, как бывшая актриса, тебя ведёт, дает манки, направление, которое ты разрабатываешь для себя. Но чтобы раскрыться, надо пахать и пахать. Надо твёрдо знать, что тебя ждёт. А впереди будет и разочарование. Быть актёром – это мученический труд: если что-то не сложилось в роли, то внутри поселяется ощущение собственной бездарности и чувство стыда. После спектакля невозможно сразу идти домой. Если недодать в игре, если рисунок роли не сложится, то чувствуешь свою нереализованность.  Сцена мстит актёру за неряшливую игру. Если позволить себе подумать: «Какой у нас там класс придёт? Третий? Ну, это мы одной левой», - за внутреннюю расслабленность профессия мстит. Надо всё время быть собранным, сосредоточенным и выкладываться на все сто.

- Как Вы работаете над ролью?

- Твой образ всё время не отпускает тебя, и это стимул, помогающий много над ним работать. И чем упорнее, тщательнее в институте работал над ролью, тем легче в театре.

Ты готовишь борщ, чистишь картошку – а подсознание работает, оно не отпускает тебя 24 часа. Это идет параллельно, внутренне проговаривается… Как создавать образ? Здесь нет рецептов, у каждого свой способ. Для себя решила так: я должна каждую секунду своего пребывания на сцене знать, что я делаю и что я хочу. Желательно до поворота головы. Всё должно быть логически очень точно объяснено, скрупулезно проработано, просчитано, обосновано. У меня все листы с ролями исписаны, комментарии по поводу каждой фразы. Эти пометки - как ноты для музыканта. Это рисунок роли. Мы делаем его с режиссёром, и нужно его сохранить и выполнять. И если рисунок готов и у тебя есть харизма, ты энергетически наполнен, то всё получится. Вообще если человек – хороший профессионал, то любой труд сложный, потому что он много вкладывает и, соответственно, получает отдачу.

Харизма, юмор, понимание

- Нина, Вы красавица. Внешняя красота важна для актёра?

- Не это главное. Внешне актер может быть и некрасивым, и чудаковатым, но обязательно должна быть харизма, чтобы зрителя повести за своим образом. Для этого энергетически человек должен быть очень сильным.

- А нужно ли актёру чувствовать себя исключительным, непохожим?

- Мы обыкновенные люди. И ничто человеческое нам не чуждо, так что ничего исключительного. Но в любом случае это сумасшедший труд. Надо много читать, знать, наблюдать – и всё складывать в копилку памяти. Например, однажды в деревне я увидела колоритную бабушку – и вспомнила её спустя много лет для роли, поняла: вот такой должна быть моя героиня. Наблюдать и пользоваться своими наблюдениями – это тоже часть нашей работы.

- Какие качества должны быть в актёре, кроме внимания, трудолюбия?

- Я бы сказала: человек внутренне должен быть очень подвижен, актёру необходима тонко организованная психика.

- И стрессоустойчивость?

- Актёрская профессия предполагает душевное равновесие. Надо понимать, что это роль, игра. У каждого своя кухня, кто как образ выстраивает, у каждого свой рецепт. Кто-то долго настраивается, а кто-то травит анекдот, потом вышел на сцену – и уже другой человек.

- А чувство юмора должно быть?

- Оно сейчас у всех есть. И большинство актёров – люди прикольные. Иногда незаметно для зрителей мы на сцене шутим друг над другом. Актёрская хохма – это определённое настроение.

- Нина, когда Вы выбрали профессию?

- С детства я была настолько целеустремленной, всегда знала, что хочу, и не отступала. Ещё до школы я осознала, что буду актрисой. А в школе все предметы для меня, отличницы, были одинаково хорошими. Коренная рязанка, занималась в кружке при Дворце профсоюзов. Конкурсы чтецов – всё как у всех. Закончила московский институт культуры. Конкурс был сумасшедший, поступила – и глазам своим не поверила. Потом вернулась в Рязань.

- А профессии детей не связаны с театром?

- Очень не хотела, чтобы они продолжили мой путь. Просто понимала, как это сложно. Будешь ли ты самореализован? Самореализация – это же самое важное, а у актёров по-разному бывает. Жизнь очень многогранная, и не всё в ней однозначно… А у детей всё благополучно, они положительные. Дочь работает в суде, сын – математик, студент МГУ.

- Какую можете выделить главную положительную сторону актёрской профессии?

- Актёрская профессия учит тонкому пониманию людей. Понимаешь, когда с этим вопросом лучше подойти к человеку. То же и с детьми: найдёшь подходящее время, чтобы что-то обсудить. Актёр в первую очередь должен быть хорошим психологом.

- К чему нужно быть готовым мечтающим о профессии актёра?

- Те, кто мечтают о профессии актёра, должны быть готовы к работе, к разочарованию в профессии, к тому, что эта работа не сразу принесёт успех, к умению ждать, верить в себя и в театр. Театр – это твой ребёнок, которого ты воспринимаешь таким, как есть. Осознав всё это, поймёшь, стоит ли идти в профессию.

14 сентября 2010 г. «TIP-Рязань» Автор: Ольга Пономарёва