Пороговая величина

Стою перед Театром на Соборной и размышляю. Дети, которые ходят на серьёзные спектакли, заявленные в афише, — какие же они юные? Похоже, это не по годам серьёзные люди, готовые размышлять над смыслом военной драмы Астафьева и над сложностью судьбы чеховского «человека в футляре».

В первую неделю октября юные, но мудрые зрители и их родители получат подлинное наслаждение: в Рязани состоится VI Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Фестивальная география впечатляет: Санкт-Петербург, Пермь, Москва, Зеленоград, Тверь, Красноярск, Орёл, Тула, Нягань, а также — Париж, Одесса и Минск… На четырёх площадках самобытные театральные труппы представят тщательно отобранные спектакли, и если упустить шанс, вряд ли удастся попасть на них снова.

Мы беседуем с организатором и идейным вдохновителем фестиваля — заслуженным деятелем искусств России, художественным руководителем Театра на Соборной Василием Грищенко.

— Василий Владимирович, расскажите вкратце о хронике фестиваля.

— Его открытие традиционно пройдёт в Театре на Соборной. В первый день наш театр, как хозяин фестиваля, представит трагифарс «Милый друг» (выбор спектакля ознаменован годом дружбы Франции и России), а Красноярский ТЮЗ покажет на сцене драмтеатра action-story «Собаки-якудза» о домашнем псе, ирландском сеттере по кличке Свен, которого хозяева бросают в парке, где обитают две враждующие стаи бездомных собак. Свену придётся выбрать: присоединится к жестокой мафии или сохранить индивидуальность, может быть, даже ценой собственной жизни. Кстати, для современной молодёжи этот спектакль является хитом…

Ну а потом последует то, за что сами театральщики больше всего любят «На пороге юности», — знакомства, общение, дискуссии… Будет несколько вечеров драматургии в формате мастер-классов, прочтения пьес, круглые столы, где критики обсудят увиденное и услышанное.

Под занавес фестиваля, 7 октября, зрители увидят постановку «Мальчишки, жить!», посвящённую 65-летию Победы в Великой Отечественной войне.

— В театры пойдут, конечно, не только подростки, но и взрослые, и не только в качестве сопровождающих…

— Рязанцам предоставлена уникальная возможность увидеть спектакли, которые в обычном режиме, может быть, никогда не покажут в городе. Спектакли профессиональные, совершенно различные по направлениям и тематике, но безусловно заслуживающие внимания. В этом смысле Театр на Соборной всегда позиционировал себя как «театр для всех».

— Заявлено порядка двадцати спектаклей. Посоветуете, что стоит посмотреть…

— В идеале –  всё! Тем не менее, позволю себе отметить некоторые постановки.

Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А. А. Брянцева представит «Человека в футляре». Но чеховская история звучит по-новому. В версии режиссёра Георгия Васильева футляр Беликова не синоним ограниченности, а своего рода побег от шаблонов большинства.

Наш постоянный гость — пермский театр — привозит «Предместье» («Старший сын») Вампилова. Это комедия, действие которой происходит на стыке двух времён — сегодняшнего, рационального, в чём-то циничного и жестокого, и недавнего прошлого — 60-х годов двадцатого века, времени оттепели и надежды.

Несомненно, вызовет интерес и «Царь Фёдор Иоаннович» в исполнении уже хорошо знакомого рязанцам «Ведогонь-театра» из Зеленограда. Героя спектакля угораздило родиться в России с умом и добрым сердцем, да ещё наследником престола, да плюс ко всему сыном самого кровавого из русских царей.

Тульский ТЮЗ приготовил спектакль, соединивший в себе высокий романтизм подвига народа и суровую правду войны, в которой от солдата до генерала все — «Рядовые».

Вместе с театральной сценой музея В. В. Маяковского можно будет совершить поэтическое путешествие по Москве и Парижу 1920-х годов.

Театр для детей и молодёжи «Свободное пространство» из Орла покажет «Белое на чёрном» — исповедь болеющего церебральным параличом «советского испанца» Рубена Гальего о страшных годах его детства в специнтернатах брежневской эпохи.

— Какие награды ждут победителей?

— Наград как таковых нет — будут вручаться памятные призы. Я с самого начала принципиально отказался от какого бы то ни было деления лауреатов по местам. Практика других театральных фестивалей показывает, что конкурсная система на подобных мероприятиях неуместна. Как я уже говорил, «На пороге юности» — это прежде всего общение.

— Правда ли, что фестиваль судит молодёжное жюри?

— Да, это школьники (не младше шестого класса) и студенты. Как правило, ребята сами изъявляют желание оценивать постановки, и нам приходится проводить отбор. Мы спрашиваем, сколько спектаклей они посмотрели, просим написать рецензии, проверяем, так сказать, театральную эрудицию. Обычно после отсева остаётся 10–12 человек.

Из-за формата фестиваля нам особенно интересно видеть в жюри молодёжь. Вообще, в смысле формата ничего, подобного «На пороге юности» — узкоспециального фестиваля для подростков, — нет ни в России, ни за рубежом. За больше чем сорок лет работы я вдоволь поездил по миру и точно знаю, что такой афиши нет нигде.

 20 сентября 2010 г. «Совет директоров»  Автор: Анна Аникина