Водевиль здесь соседствует с притчей

В Рязани в шестой раз с аншлагом прошёл фестиваль «На пороге юности». Фестиваль вырос в большой всероссийский театральный форум, благодаря которому раз в два года рязанскому зрителю предоставляется возможность побывать на сложных, абсолютно разных по содержанию и творческой «кухне» спектаклях, причём практически бесплатно.

Актуальная классика

В этом году в Рязань привезли немало классических произведений, где хорошо известные герои предстали в новом качестве.

Один из самых именитых и почётных участников фестиваля – Санкт-Петербургский театр юных зрителей имени А. А. Брянцева, который представил спектакль «Человек в футляре».  Казалось бы, знакомое произведение, которое все изучали в школе, что здесь можно сказать нового? Однако питерская постановка ломает стереотипы. Совсем иным показан учитель Беликов, который вступает в самый настоящий конфликт с обществом, но не потому, что он является «серым» человеком. По мнению режиссёра, он просто слишком индивидуален, слишком не похож на других и не желает мириться с общепринятыми законами и мерками. Его футляр не для того, чтобы скрыться, а чтобы сохранить то хрупкое, что есть внутри.

Декорации в спектакле «Человек в футляре» выполнены в чёрном цвете – стены, стулья, одежда, зонты… Должно быть, именно так выглядит одиночество, которым просто пропитано всё существование Беликова. Исполнитель главной роли Валерий Дъяченко нашёл тот нерв, отображающий главную проблему любого человека, – боязнь быть непонятым окружающими.  И как следствие: жизнь в собственной «раковине», одиночество.

В числе театров, которые пересмотрели взгляд на хорошо известные пьесы, оказался и краевой театр юного зрителя из Перми, который представил на суд зрителей постановку «Старший сын».

 Удивить зрителей «Старшим сыном» – задача не из лёгких. Это одна из самых известных пьес Александра Вампилова. В 70-х её играли в 44 театрах страны одновременно. К тому же трудно найти человека, который не смотрел трогательный фильм 1976 года с Евгением Леоновым, Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским.

Сюжет, на первый взгляд, прост и тривиален. Два молодых студента-шалопая, Бусыгин и Сильва, опоздали на электричку и ради бесплатной ночёвки разыгрывают в первом же попавшемся доме индийскую мелодраму. Тема отца и сына, тема семьи как единственной опоры в жизни становится главным лейтмотивом «Старшего сына».

Пермяки предложили обновлённую версию постановки. Главные герои – типичные представители современной среднестатистической молодёжи: одетые по последней моде, с бутылкой пива в руке, общающиеся исключительно на сленге, с отсутствием элементарных понятий совести и порядочности. Ребята настолько  естественны в своём цинизме и равнодушии, что сцена раскаяния главного героя, который всё-таки решается сказать Сарафанову, что он не его сын, выглядит странно и неубедительно. В любом случае, спектакль интересен своей интерпретацией и новым взглядом на простые истины. 

Сам Театр на Соборной в первый день фестиваля представил  спектакль по произведению «Милый друг» Ги де Мопассана. Все мы так или иначе знакомы с этой историей: начинающий журналист Жорж Дюруа пытается сделать карьеру, не гнушаясь самыми жестокими методами. Занятно наблюдать, как удивительно точно соответствует происходящее на сцене реальности. Главный герой быстро понимает, что его оружие – мужское обаяние, и умело использует женщин, чтобы взлететь по карьерной лестнице. Умение покорять женские сердца и дар мастерски плести интриги приносят результат: в кратчайшие сроки он становится образцом продажного журналиста, а затем делает блестящую политическую карьеру.  Актуально, не правда ли? Человеческая беспринципность и лицемерие показаны в спектакле без поблажек главным героям. Развращёнными и лживыми оказываются здесь все – от неприступной Мадам Вальтер до её юной дочери Сюзанны. 

Своим напором, энергетикой «Милый друг» захватывает зрителя сразу и не отпускает до самого конца. Режиссёр-постановщик спектакля Ольга Прищепова, обозначив постановку как трагифарс, смогла уловить тонкую грань между грустным и смешным, реальным и гротескно-преувеличенным. Как и положено хозяину фестиваля, Театр на Соборной достойно принял гостей, подтвердив высокий уровень мастерства.

Вечно живые

Целый ряд театров представил на фестивале спектакли о Великой Отечественной войне, что вполне логично в свете отпразднованной в этом году годовщины Победы.

Актёры ТЮЗа из Одессы растрогали рязанских зрителей постановкой «И снова будет месяц май!».  Режиссёр сделал попытку переосмыслить отношение современной молодёжи к истории. Тульский театр юного зрителя привёз спектакль «Рядовые», в котором бескомпромиссно показано, как война ломала психику и рушила жизни целых поколений.

Сам Театр на Соборной представил постановку «Мальчишки, жить!» - о совсем юных участниках боевых действий. Самым настоящим подарком для зрителей стал спектакль «Будь здоров, школяр!», представленный театральным объединением ЭТОС – выпускниками ВГИКА, окончившими мастерскую А. Ленькова. С момента выхода в 2007 году спектакль вызвал большой резонанс на международных театральных фестивалях в Хорватии, Чехии, Германии. Иностранные критики назвали его живым мемориалом тем, кто погиб в 17 лет, защищая Родину, кто уже никогда не повзрослеет, навсегда оставшись школярами.

Поставленный по книге Булата Окуджавы, который ушёл на фронт, едва окончив школу, спектакль пронизан воспоминаниями о судьбах вчерашних школьников на войне.

Для них война и не война вовсе. Им бы ещё в футбол гонять да в казаки-разбойники… Тем более, что линия фронта далеко. И потому всё существование этих мальчишек состоит из шуток, подтруниванием над старшиной, весёлых разговоров об учёбе, о девчонках, а больше всего о том, какие вкусные пирожки до войны пекла мама.

Молодые актёры не играют, а живут на сцене. Живут и умирают совсем по-настоящему. Тему мальчишек на войне они подают в таком пронзительном ключе, что по завершении остаётся чувство подлинной утраты. «Это не приключения. Это о том, как я воевал. Как меня убить хотели, но мне повезло», - говорит главный герой в самом начале, и только в финале зритель понимает, что он имел в виду: на войне повезло остаться в живых немногим. И об этом все фестивальные спектакли на военную тему.

Чем хороши фестивали? В первую очередь - многообразием жанров представляемых спектаклей. Весёлый водевиль здесь спокойно соседствует с философской притчей, классическое произведение сменяется экспериментальной новомодной постановкой. Так было и в этом году. 14 театров юного зрителя со всех концов России и даже зарубежья (из Беларуси и Украины) постарались показать свои лучшие спектакли для юных зрителей и не только для них.

6 октября 2010 г. Автор: Наталья Гончарова