Поговорим о жизни

«Самое первое и самое сильное потрясение в жизни, когда я узнал, что книги пишут люди. Это меня шарахнуло. Я с ума сходил и, конечно, начал пробовать сам», - вспоминал писатель Николай Космин своё начало в литературе. По пьесе этого автора в Театре на Соборной поставлена трагикомедия «Объект №1». Этот спектакль стал дебютом молодого режиссёра Алексея Мицуро.

На премьере меня прежде всего поразил сам выбор драматургического материала. В произведении современность проверяется вечностью - на это способны  только великие писатели. Автор пьесы Николай Космин, и я впервые услышала о нём. За пьесу «Иисус» (первоначальное название – «Бог в душе твоей»), по которой поставлен спектакль «Объект №1», писатель получил звание лауреата Европейской премии в области литературы. Действие в произведении происходит в дороге, в вагоне поезда. Главный герой постановки – странный доктор Зигмунд Адольфович Планк, святой, а для обывателей сумасшедший, окажет решающее влияние на судьбы случайных попутчиков, затронет их болевые точки и поможет вновь обрести себя. Образ гениального провидца очень точно, с большим вниманием к видению режиссёра и замыслу автора, создал заслуженный артист России Юрий Антонеев. Его доктор, проницательный чудак, убедительно предрекал скорое наступление конца света, и хотелось понять, откуда у автора эти «достоевские» мотивы. Какие события помогли ему так уверенно заявить о суете современного перед значимостью вечного?

Оказалось, судьба Николая Космина уготовила ему испытания, сделавшие его великим писателем. В 1981 году он поступил в Литературный институт имени Горького и … по доносу товарища попал в лапы КГБ-шников. Вышел из дому купить годовалой дочке игрушку. И, не успев что-либо понять, оказался в машине с наручниками. «Я знаю, кто это сделал, но никогда не назову его имя. Даже если б у меня в руках были документы, и тогда я не стал бы его преследовать. Так же, как я не хочу заниматься никакой реабилитацией. Мне это не нужно… Мне дали девять лет. У меня было ощущение, полное, что я не вернусь оттуда. Это меня и спасло. Я был отчаянный невероятно. Зеки меня боялись», - вспоминает Николай Космин.

До того, что с ним случилось, Космин был атеистом. Пережитое его сильно изменило.

Оказалось, предок Николая, святой Космин, был основателем и первым игуменом монастыря во Владимирской области. Возможно, этот намоленный столетиями славный род Косминых и спас писателя. Его первая пьеса «Журавлик золотой» вышла в 1991 году. И центральным событием своей жизни Космин считает то, что понял он о литературе: «Я понял, что текст, который записывает автор, даже не математическая, а физико-математическая модель. А Слово, в библейском смысле, можно сравнить с Атомом. Идёт гигантская цепная реакция, и идёт запись этой реакции. Но чтобы реакция произошла, нужна критическая масса. Я провожу аналогию с ядерным процессом. При таком процессе изначально требуется реактор. Это - человеческое, писательское сердце. Оно у нас не просто для перекачки крови, оно - космический орган. Мы все дети космоса».

Вот такого автора выбрал для своей первой постановки молодой режиссёр Алексей Мицуро. И это сопряжение в спектакле современного и вечного, обыденного и невероятного, высокого и низкого порой повергает зрителей в трансовое состояние, 80 минут спектакля проходят на едином дыхании. А чудеса начинаются с таких простых слов доктора: «Хочется сменить тему. Поговорим о жизни».

26 октября 2010 г. «TIP-Рязань» Автор: Ольга Пономарёва