За 40 минут до конца света

Театр на Соборной представил первую премьеру нового сезона – трагикомедию в одном действии «Объект №1» по мотивам пьесы Николая Космина «Иисус».

Пьеса «Иисус», или «Бог в душе твоей», собственно, имеет весьма относительное отношение к библейскому сюжету. Это история о том, как несколько человек, оказавшихся вместе в купе поезда, получают сообщение о конце света. Причём он грядёт буквально через 40 минут. Безоговорочно поверив вестнику данной информации – весьма странному субъекту по имени Зигмунд Адольфович Планк, пассажиры начинают испытывать самые разнообразные чувства: от страсти любовной до чувства отчаяния.

Пьеса – не новая, вышла в свет в 1994 году. Тогда её ставили в театрах России, Испании и Финляндии. И вот спустя 16 лет со дня опубликования она появилась на рязанской сцене. Естественно, в новом варианте, более современном.

Постановка осуществлена молодым режиссёром Алексеем Мицуро, он же – художник-постановщик  спектакля. Естественно, театр пошёл на определённый риск, доверив постановку спектакля дебютанту. Но Алексей уже хорошо зарекомендовал себя, будучи режиссёром по пластике таких спектаклей, как «Милый друг» и «Мальчишки, жить!» Кстати, пластическое решение этих спектаклей было отмечено на недавнем Всероссийском фестивале «На пороге юности» ведущими критиками страны.

И вот – самостоятельная постановка. Первые спектакли прошли при полных залах, что уже само по себе свидетельствует об определённом зрительском интересе к дебюту молодого режиссёра.

И уже можно сказать о том, что Алексею Мицуро удалось главное – создать полноценный актёрский ансамбль. Вот то же вестник о конце света – Зигмунд Адольфович Планк. В спектакле эту роль по очереди играют два актёра – Юрий Антонеев и Виктор Шульц. Я видел спектакль с участием Шульца и сразу скажу, что это, без сомнения, творческая удача актёра. Виктор Шульц тонко рисует образ роли: вначале это нелепый визитёр, раздражающий своими выходками пассажиров отдельно взятого купе, а затем он вдруг становится Мессией, который объявляет о грядущем конце света.

Роль Планка, действительно, сложна сама по себе – тут можно уйти в трагедию, а можно и в комедию. Очевидно, что комедийное начало всё же ближе Виктору Шульцу, но от этого трагедийный подтекст пьесы становится более выпуклым и глубоким. И артист отнюдь не комикует, не пытается отчаянно рассмешить публику – он естественен и прост в предлагаемых обстоятельствах, в общении со своими вот уж действительно нелепыми пассажирами, запутавшимися в жизни и в себе. Что ж, им судьба в лице Планка даст несколько минут для прозрения, для монолога. Но его добрая, тёплая улыбка и всепонимающий взгляд, так много говорящий о нас, грешных людях, останется со зрителями.

Конечно, нельзя не сказать и о других артистах, сыгравших в этом поистине актёрском спектакле – заслуженных артистах России Юрии Антонееве и Людмиле Сорокиной, заслуженной артистке Хакасии Людмиле Сафоновой, молодых артистах – Елене Торховой, Илье Комарове, Алексее Ушакове, Александре Степанове.

Все они сыграли в этом спектакле достойно. Внесли свой пазл в мозаику человеческих отношений, рождающих картину нашего мира. И не объекты они под порядковыми номерами, а люди – живые, со своими чувствами, эмоциями, желаниями.

Но и один человек может прийти в наш мир и повернуть нашу собственную жизнь на «плюс» или на «минус». Хорошо бы на «плюс», а если нет? А что, такое вполне возможно. Об этом говорит роль проводника в исполнении Константина Зенкова. Да, он держится пока в стороне, но кто знает, что таится за его хищной, плотоядной улыбкой. Сегодня он сдаст в психушку несчастного Зигмунда Адольфовича Планка, а потом подойдёт очередь и остальных. Не зря проводник так улыбается, так алчно потирает руки, мол, берегись, скоро придёт и ваша очередь.

И от этого становится как-то не по себе. Хотя режиссёр отказался от финала пьесы Космина, где герои оказываются не в ожидании чуда, а, напротив, - в ожидании краха своих призрачных надежд на счастье. Алексей Мицуро предложил свой «свет в конце тоннеля» - и все персонажи, взявшись за руки, поют светлую и оптимистичную песню.

Отмечу и своеобразное пластическое решение спектакля. На мой взгляд, удачное: движения человеческого тела порой говорят о персонажах пьесы больше, чем слова.

Крадётся по сцене, как большая чувственная кошка, Дама, резко рубит пространство сцены Солдат, нервно сжимает свои колени Дурнушка. Это всё вначале, а после объявления тревожной вести начинается трансформация лиц и образов. Дама, такая уверенная во всех своих проявлениях, становится жалкой и растерянной, вспоминая несчастную судьбу родной семьи. Солдат-наёмник, встретившись с настоящим чувством, оказывается ранимым и страдающим от несовершенств мира. А Дурнушка, как по мановению волшебной палочки, становится красавицей, ведь она, наконец-то, обрела любовь и счастье.

Особенно ярко получилась в плане пластики роль Дурнушки в исполнении Марии Фроловой. Она, кстати, является хореографом спектакля. И пластические эскапады Марии, без сомнения, стали украшением спектакля.

По окончании спектакля Алексей Мицуро встретился с членами Молодёжного парламента города Рязани. Разговор шёл о том, как на театральных подмостках поднимается молодёжная тема.

Алексей сам достаточно молодой человек, он – из Воронежа, где закончил театральный вуз. Но уже три года Алексей работает в рязанском Театре на Соборной режиссёром по пластике.

Алексей Мицуро отметил, что в Рязани качественно иной зритель, чем в других городах. Как правило, на спектакли в нашем городе ходит публика, в том числе и молодая, которой, действительно, театр интересен. Это стало в последнее время хорошей модой – посещать вечером театр. И на этой волне многие стали интересоваться искусством театра глубже, несколько раз приходить на один и тот же спектакль, чтобы оценить игру актёров разных составов, работу режиссёра, художника, композитора, понять, в чём состоит авторский замысел.

Что касается пьесы Николая Космина «Иисус», то, по словам Алексея Мицуро, это – его материал. Именно он принёс его в театр. Алексей давно «заболел» пьесой и мечтал поставить её на сцене. Режиссёр понимает, что это отнюдь не коммерческая пьеса, но надеется, что спектакль найдёт своего зрителя.

27 октября 2010 г. «Рязанские ведомости» Автор: Владлен Гордиенко