Семь дней мастерства и успеха

Современный ТЮЗ начинается не с вешалки, не с буфета, и даже не с запаха кулис. Он начинается с многочисленных вопросов, стоящих перед режиссёрами, драматургами, зрителями. На некоторые из них были найдены ответы во время  VI Всероссийского фестиваля спектаклей для подростков «На пороге юности», проходившего в Рязани в самом начале октября.

Этот фестиваль впервые состоялся в 2000 году и был организован по инициативе Театра на Соборной.

В год десятилетия в его репертуарной афише были представлены лучшие спектакли  театров России и ближнего зарубежья, работающих для детей и молодёжи.

В творческом форуме приняли участие 14 театральных коллективов из Москвы, Санкт-Петербурга, Рязани, Красноярска, Перми, Орла, Тулы, Одессы, Минска, Нягани (Ханты-Мансийский АО – Югра). В общей сложности состоялось 19 спектаклей, которые прошли на пяти сценических площадках нашего города.

В работе фестиваля прияли участие известные драматурги, пишущие о проблемах подростков, чьи пьесы рассчитаны на молодёжную аудиторию: К. Драгунская, В. Ольшанский, Я. Пулинович, а также авторитетные театральные критики: Г. Дёмин, О. Лоевский, И. Азеева, Н. Деньгин, Г. Лавров.

Это всероссийское мероприятие уникально тем, что помимо профессионалов, происходящее на сцене оценивает зрительское жюри, состоящее из старшеклассников и студентов первых курсов высших учебных заведений. Рецензии на спектакли начинающих критиков, как всегда, подкупили своей искренностью, эмоциональностью, вниманием к деталям и точностью формулировок.

В рамках фестиваля состоялись драматургические лаборатории, где читались и обсуждались новые пьесы, и круглый стол на тему «Театр и подросток» с участием театральных критиков, режиссёров, педагогов, представителей творческой интеллигенции и зрительского жюри. Приглашённые к серьёзному разговору охотно и щедро делились свом мнением  не только о месте театра для детей и молодёжи в современном обществе, о его проблемах и перспективах развития, но и о состоявшемся фестивале. Так, например, постоянный гость этого творческого форума, руководитель драматургической лаборатории фестиваля Ксения Драгунская, подводя итоги, дала высокую оценку фестивалю «На пороге юности», отметив, что ему удалось обрести «внутреннюю драматургию» и свой неповторимый облик.

Главной темой для обсуждения у критиков и зрительского жюри стало семидневное театральное действо, удивляющее репертуаром и разнообразием творческих подходов.

Приятно, что в числе явных фаворитов фестиваля оказался спектакль Театра на Соборной «Милый друг» по роману Ги де Мопассана (автор инсценировки и режиссёр-постановщик заслуженная артистка России, заслуженный деятель искусств России, главный режиссёр Театра на Соборной О. Прищепова), награждённый дипломом «За оригинальное прочтение и эффектное сценическое воплощение зарубежной классики». По мнению критиков, создателю этого спектакля не только удалось найти интересную динамичную форму, но и придать необыкновенную актуальность для зрителя, «только-только вступающего во взрослую жизнь и начинающего серьёзно задумываться о своей карьере».

Высокую оценку профессионалов получили спектакль Санкт-Петербургского театра юных зрителей им. А.А. Брянцева «Человек в футляре» по мотивам рассказа А.Чехова (режиссёр Г. Васильев) и спектакль рязанского Театра на Соборной «Мальчишки, жить!» по мотивам произведений В. Астафьева (режиссёр А. Демидов). Среди творческих удач критики назвали такие спектакли, как «Предместье» Пермского ТЮЗа, созданный по пьесе А. Вампилова, «Царь Фёдор Иоаннович» А. Толстого московского «Ведогонь-театра» и ряд других сценических произведений.

На закрытии мероприятия заместитель Председателя Правительства Рязанской области Т. Панфилова отметила, что фестиваль «На пороге юности» «уже заметно прописался в Рязани». Она выразила надежду, что фестиваль запомнился гостям так же, как и наш добрый хороший город.

Бессменный организатор театрального форума заслуженный деятель искусств РФ, художественный руководитель Театра на Соборной В. Грищенко считает, что шестой фестиваль «На пороге юности», как и предыдущие, выполнил своё предназначение и решил намеченные задачи, которые состоят в обновлении театрального репертуара для подростковой аудитории и привлечении новых творческих сил к этой работе.

Октябрь 2010 г.  «VOXX»