Удвоенное торжество

Театральный фестиваль – праздник по определению, не говоря уже о переводе термина. Но когда смотр подмостков отмечает ещё и собственный юбилей, первый из круглых, – торжественное многоцветье обретает дополнительный яркий блеск.

Среди десятков фестивалей, которые хоть в какой-то степени заменяют гастроли, этот на особицу. Один из двух на просторах всей России, посвящённый самому трудному разряду драматической сцены – спектаклям для подростков. И первый (старейший) – тот, что проходит в Рязани. Придуманный в конце прошлого тысячелетия, когда весь детский театр оказался позабыт-позаброшен, задуманный как исследование сложности мира, в который вступает вчерашний несмыслёнышфестиваль и сегодня подтверждает свою необходимость, сражаясь сразу на несколько фронтов, эстетических и организационных: с приверженцами «сцены детской скорби», готовыми заставить младшеклассников смотреть «Фрёкен Жюли» или «Кроткую»; с адептами старых подмостков, не понимающих, что поколение Интернета относится к доморощенным чудесам с законным недоверием; с чиновниками, бесконечно сетующими на отсутствие средств, - впрочем, в Рязани руководство города и области понимают, какой несгораемой ценностью обладает отметивший своё десятилетие форум.

«На пороге юности», раз в два года проходящий в Театре на Соборной (организатор фестиваля) и других площадках города, звенит уже названием: обращенный к, по-старинному называя, отрокам и отроковицам, он и сам ненамного их моложе.  Может быть, поэтому молодёжное жюри (сколь известно, явление крайне редкое, если не уникальное) работает столь увлечённо, не только участвуя в обсуждениях вместе с критиками, драматургами, завлитами и прочим театральным людом, но и оперативно откликаясь на увиденные спектакли. Дневные представления отрецензированы  к вечеру, а отзывы о вечернем вывешиваются утром следующего дня. Актёры и режиссёры читали их с интересом – ведь это публика, для которой и работают театры. А «взрослый» критик Ирина Азеева из Ярославля утверждает, что фестиваль уже дорос до собственной газеты: ребята из жюри смогут столь же быстро готовить материалы для ежедневных номеров; кто-то из них наверняка попробует, закончив школу, стать профессионалом – Азеева, как педагог, будет рада видеть их в своём институте.

Столь же редкостно и другое эхо: воспитанники одного из художественных училищ города тоже смотрят спектакли, фантазируя по поводу увиденного в своих картинах. Полотна дарят участникам на торжественном закрытии, так что представителям трупп, что уже уехали (денег на фестиваль, конечно же, выделяется недостаточно, театры тоже не всегда могут сами оплатить всё пребывание), порой приходится нелегко.

А ещё – положенные обсуждения, лаборатория драматургов (в этом году свои пьесы читали классик жанра Виктор Ольшанский, зрелый мастер Ксения Драгунская и молодая Ярослава Пулинович), уникальный мастер-класс и, разумеется, - актёрские посиделки. Поскольку фестивальная неделя включает и день рождения Есенина, гости и хозяева готовят спецпрограммы, посвящённые одному из самых открытых поэтов Руси. Поездки в Константиново, экскурсии по окрестным монастырям (с купаниями в источниках) можно не упоминать: даже те из гостей, кто чувствует себя своим на древней земле, не могут ею налюбоваться.

Главное, конечно, фестивальная афиша, в которой значатся и театры-ветераны (во главе - питерский ТЮЗ, носящий славное имя А.А. Брянцева), и совсем молодые – Объединение «ЭТОС» возникло из курса ВГИКа (худрук Александр Леньков) в прошлом году. Одни, как Пермский ТЮЗ, или «Свободное пространство» из Орла, уже постоянные участники, кто-то, как Детский драматический театр из Нягани (Ханты-Мансийский автономный округ), приехал впервые – и увёз приз за лучшее воплощение образа подростка. Всего за 8 дней – около 30 представлений, праздник уже для города, не только избранной фестивальной публики. Тем более, когда прибывают дальние труппы – из Красноярска ли, Одессы (ТЮЗ им. Николая Островского), Минска (Белорусский республиканский ТЮЗ).

Словно стоп-кадр, в котором запечатлено сегодняшнее состояние детской сцены, со всеми её за минувшие годы и последние десятилетия накопленными бедами и неустрашимым оптимизмом. Прочтение классики – так, чтобы она была увлекательна для вступающих в сознательную жизнь. Это не означает облегчённости (напротив, – берутся названия, не столь частые на сцене, не только молодёжной), но театры ищут (и находят) ту самую «прозрачность», которую основатели детского театра в России считали необходимой для взрослеющего гражданина.

«Человек в футляре» из Питера (постановка Георгия Васильева) – свежая версия знаменитого рассказа, где главный герой отстаивает собственную непохожесть, не желая участвовать в вакханалии торжествующей пошлости.  «Царь Фёдор Иоаннович» в постановке Александра Кузина (театр «Ведогонь», Зеленоград) тоже повествует о выборе – тем более тяжёлом, что он мало что меняет в политической жизни старой Руси. Звучной и неожиданной к ним рифмой – «Милый друг» Мопассана, где пряная атмосфера погони за успехом разряжается пророчеством неотвратимого крушения циничного победителя (Театр на Соборной, режиссёр Ольга Прищепова).  

В фокусе театров не только воспитательная функция представления, но неразрывная с идеей эстетика. Для каждого названия – свой жанровый, музыкальный, пластический и визуальный ключ.  Стильный этюд в пастельных тонах («Человек в футляре») сменяется классической фантазией оживших кукол и превращений обыденных предметов в волшебные вещи («Тряпичная кукла Реггеди Энн», Минский ТЮЗ). Столкновение эпох наглядно в «Предместье» (Пермский ТЮЗ), где сегодняшние парни вдруг попадают в 70-е годы прошлого века – не только другое время, иная шкала ценностей.

«На пороге юности» хорош и тем, что нынешние постановки давних его участников подсвечиваются прошлыми их успехами. Те же пермяки на прошлый фестиваль привозили масщтабное представление по рассказам Шукшина, где была занята чуть не вся труппа. Русский по духу, спектакль, чудится, впитан стенами рязанского театра, помогая не только новой работе пермских артистов, но всей подростковой сцене.

В год юбилея Победы – 4 посвящённые Отечественной представления (какой другой фестиваль похвастает?). Всюду – от Тулы («Рядовые») до Одессы («И снова будет месяц май!») внятный поиск: как в век компьютерных сражений (любимого занятия подростков) поведать о войне? Выигрывают постановки, которые отказываются от военного быта, видя его глазами стремительно взрослеющих парнишек («Будь здоров, школяр!») или пытаясь (хотя не всегда безусловно) прочитать трагическую тему при помощи театральной магии – «Мальчишки, жить!» по мотивам В.Астафьева (инсценировка и режиссура Алексея Демидова).

Юбилейная встреча «На пороге…» обрела в 2010 дополнительный смысл: явление молодого поколения тюзян. Энергичные парни в «Милом друге» и пластичная компания «Собак-якудза» (постановка Тимура Насирова), вчерашние выпускники в «Белое на чёрном» («Свободное пространство», режиссёр Геннадий Тростянецкий) и раскованная компания у белорусов – все гаранты, что зрители переходного возраста не останутся в ближайшие годы без своих артистов – товарищей и собеседников.

При условии, что те, кто сегодня распределяет средства из Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков, сумеют верно оценить вклад фестиваля-мальчишки и дадут ему полноценную возможность вновь и вновь возвращаться на заветный рязанский порог.

Ноябрь 2010 г. «Планета Красота» № 11-12 Автор: Геннадий Дёмин