Театр и тинейджер: в поисках диалога

В начале октября Рязань жила двумя событиями: есенинским юбилеем (115-лет со дня рождения) и Всероссийским фестивалем спектаклей для подростков "На пороге юности". Фестиваль тоже был юбилейным: 10 лет назад в Рязани он впервые широко открыл двери для самого, пожалуй, требовательного зрителя, модно именуемого сегодня тинейджером. С тех пор один раз в два года в октябре рязанские подростки массово устремляются в театральные залы и, прежде всего, в Театр для детей и молодёжи на Соборной, в стенах которого работает двигатель-оргкомитет во главе с директором фестиваля и художественным руководителем театра заслуженным деятелем искусств России Василием Грищенко.

В этом году двенадцать российских театров и два театральных коллектива из Украины и Беларуси в пространстве Рязани вступили в диалог со зрителем, априори сложным, нонконформистским, готовым выносить суждения не только вопреки мнению большинства, но и подчас вразрез здравому смыслу.

Фестиваль "На пороге юности", о состоятельности которого говорит уже то, что он не оказался в тени юбилейных есенинских мероприятий, слаженно работал на рязанских сценах, выделяясь в ряду подобных театральных форумов особой открытостью к диалогу с подростковой аудиторией, особым к ней доверием, отсутствием защитных механизмов. Пожалуй, главным свидетельством этого доверия в фестивальной структуре является зрительское жюри, в составе которого "продвинутые" рязанские тинейджеры. Именно они пытались почувствовать и пережить, разглядеть и осознать главное событие фестиваля – спектакль, если не однозначно, то прямо и откровенно отмеченный зрительскими симпатиями.

Решение зрительского жюри, несмотря на подростковую непредсказуемость, оказалось довольно прогнозируемым. Спектакль "Белое на чёрном" орловского театра "Свободное пространство", показанный почти под занавес фестиваля, разрешил в свою пользу сомнения юных экспертов, чьё сознание в приоритетах отчаянно металось от незатейливой до "мыльнооперности" мелодрамы "Когда выпадет снег…" Детского музыкально-драматического театра из далекого югорского города Нягань к масштабной и яростной красноярской action-story "Собаки-якудза". "Белое на чёрном", поставленный одним из корифеев российского режиссёрского цеха Геннадием Тростянецким и жанрово заявленный как "история, в которую трудно поверить", несмотря на изобилие ярких сценических метафор, доминантно являет собой социальную акцию, задача которой обратить внимание на вопиющую общественную проблему и вызвать у зрителя желание включиться в её решение, не быть сторонним наблюдателем. Эстетика doc, органично сосуществующая в этом спектакле с изощрённой сценической образностью, решила всё, в смысле: здесь с нами говорят языком жизни, и мы верим в искренность этого высказывания.

Каждый фестиваль, кому бы он ни был адресован, живёт ожиданием главного события, в котором, как в фокусе, соберутся взгляды с разных позиций и своей положительной энергией взорвут фестивальное сообщество. И взрыв этот – единодушное приятие, как бы банально это ни звучало. В фокусе рязанского фестиваля оказался "Человек в футляре" санкт-петербургского Театра юных зрителей имени А.А. Брянцева. Умная, функциональная, атмосферная и, наконец, стильная сценография Эмиля Капелюша, тонкий режиссёрский почерк Георгия Васильева и филигранная актёрская техника Валерия Дьяченко рождают завораживающий спектакль, в котором в пространстве Чехова удивительно современно, едва ли не авангардно живёт русская театральная традиция. В замечательных диалогах в исполнении Алексея Титкова и Александра Иванова, в глубинной театральности этих сцен появляются не только тени гоголевских персонажей, но и незабвенные интонации и едва ли не физическое присутствие Счастливцева и Несчастливцева. Чеховский текст с его предчувствием прихода вселенского абсурда вызывает к жизни Вареньку и другие гротесковые персонажи в исполнении Ольги Карленко. В чỳдном пластическо-речевом рисунке Валерия Дьяченко возникает мир человека с его правом на мечту, с тягой к красоте, с огромным желанием быть самим собой и сохранить во что бы то ни стало свою хрупкую самобытность.

Диапазон фестивальной афиши широк: от высокой трагедии "Царь Фёдор Иоаннович" А.К. Толстого московского "ВЕДОГОНЬ-Театра" − до мюзикла "Человек-амфибия" московского Детского музыкального театра под руководством Г. Чихачева; от актуального трагифараса "Милый друг" по роману Мопассана, заразительно и пластически виртуозно сыгранного организатором фестиваля Театром на Соборной – до комедии "Предместье" пермского краевого ТЮЗа, отправившего нынешнего молодого человека в пространство вампиловской пьесы "Старший сын" на поиски собственной души или для констатации её отсутствия.

Традиционной в пространстве рязанского фестиваля стала и лаборатория драматургов, пишущих для детских и молодёжных театров. Новые пьесы, представленные на читках авторами Ксенией Драгунской, Виктором Ольшанским и Ярославой Пулинович, вызвали явный интерес фестивального сообщества, а это значит, что зрителю ждать долго их не придётся.

Как и следовало ожидать, сегодняшний рязанский диалог театра и тинейджера был далеко не простым. Одно безусловно – отчаянная попытка театра прорваться сквозь шумное равнодушие азартно употребляющего чупа-чупсы и прочую театрально-буфетную радость зала к серьёзному и глубокому разговору состоялась.

Ноябрь 2010 г. «Культура» ПОРТАЛ Автор: Ирина Азеева