Неделя сказок

С разницей в три дня рязанские театры представили свои премьеры

В Театре для детей и молодёжи на Соборной поставили сказку «Про Федота-стрельца, удалого молодца» Леонида Филатова, в театре кукол – «Огниво» по сказке Ганса Христиана Андерсена.

Сказочная буффонада для взрослых и детей – таков жанр спектакля соборян. Режиссёр-постановщик Ольга Прищепова предлагает зрителю окунуться в атмосферу балаганного площадного представления, где ведущий – скоморох-потешник. На сцене – только печка (она же – избушка Бабы-Яги, она же – царские палаты) и лесенка рядом. Активно задействованы лёгкие занавесы – они помогают обозначить место действия, например, море, по которому «плывёт» маленький чёлн со стрельцом. Костюмы – истинно буффонные, яркие. В неповторимом стиле художницы Юлии Ксензовой, которая вновь начала сотрудничать с театром.

В спектакле много музыки – иногда возникает ощущение, что слишком много. Лейтмотив – народная песня «Во саду ли, в огороде», которую исполняют персонажи («музыкальное оформление» – Владимир Устинов). Немало в «Федоте» танцев и акробатики (балетмейстер-постановщик Игорь Терехов). При высоком темпе действа актёры должны решать несколько сложных задач – в том числе донести до зрителя «соль», неповторимый юмор, ритмику стихотворного филатовского текста.

По сюжету, заимствованному из русского фольклора, Царь захотел заполучить себе молодую жену стрельца Федота и решил погубить его. Даёт невыполнимые задания, которые по просьбе его Генерала придумывает Баба-Яга. Но молодая жена стрельца Маруся – волшебница-голубица, и она помогает мужу – впрочем, с самым сложным заданием Федот справляется сам.

На сцене – только молодёжь, в том числе и артисты труппы – студенты. Решение дать все возрастные роли молодым себя оправдывает. Самая большая актёрская удача – Царь в исполнении Дмитрия Мазепы. Он не кричит, разговаривает негромко, но внятно, у него выразительная мимика – и оттого комический эффект вырастает. Добрые слова можно сказать об исполнителях всех ролей: лирические (Федот и Маруся) и буффонные (все остальные, кроме того, чего не может быть) персонажи удались молодёжи. Один только нетривиальный образ Бабы-Яги (её играет Елена Торхова) весьма спорен. Это молодая дама, вся из себя искусственная ломака-воображала, да ещё и акробатка. Полюбите ли вы такую Бабу-Ягу – решать вам, зрителям.

10 декабря 2010 г. «Рязанские ведомости» Автор: Елена Коренева