Пространство волшебного мира

Разноплановый актёр, талантливый режиссёр, мудрый руководитель, опытный педагог – всё это о нём, о Василии Владимировиче Грищенко. Творческую деятельность Василий Владимирович начал в 1969 г. в Красноярском театре юного зрителя после окончания Красноярского училища искусств. Но на этом его профессиональное становление не завершилось. Ленинградский институт культуры им.Н.К.Крупской и Высшие режиссёрские курсы при Гиттисе им. А.В.Луначарского стали этапами, на которых совершенствовалось мастерство.

В 1986 г. Василий Владимирович возглавил Рязанский театр юного зрителя. Результат его каждодневного труда мы видим на театральной сцене. «Я люблю ставить и ставлю спектакли для детей и подростков» - когда жизненная цель определена столь чётко – профессиональные усилия обязательно принесут успех.

А благодарности и грамоты, в том числе от Министерства культуры РСФСР, Администрации Рязанской области и города Рязани, Рязанского городского совета и Рязанской областной Думы, - красноречиво подтверждают слияние профессионального выбора и жизненного призвания в единое целое.

За театральными кулисами притаилось волшебство. Умная, добрая и обязательно чудесная история готова подружиться со своими зрителями – мальчишками и девчонками, - которые с нетерпением ждут её каждый день в Театре на Соборной.

Театр, будучи ровесником Рязанской области, формировался и рос вместе с ней. Поначалу он был известен горожанам как Рязанский театр юного зрителя. А своё нынешнее имя – Рязанский государственный театр для детей и молодёжи – он получил лишь в 1991 году. Принципиальная особенность его репертуара – точная возрастная направленность. Пьесы, которые ставятся в театре, актуальны и адресованы, в первую очередь, молодому поколению. Законы становления личности, интересы и устремления подростков, стоящих у распахнутых ворот юности, - вот главный предмет режиссёрских исследований, а их духовное воспитание – основная задача.

«В наших спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью», - говорил первый художественный руководитель театра В.В.Тезаровский. Верным последователем этой вдохновляющей идеологии стал Борис Абрамович Наравцевич. Его постановки по пьесам «Последние» М.Горького и «Эй, ты, здравствуй!» Г.Мамлина стали классикой национального молодёжного театра. В эти годы театр получает уникальное право первой постановки в стране спектакля «Питер Пэн» по известной сказке Джеймса Барри. Премьера прошла успешно. И маленькие зрители увидели, сколь веселы бывают приключения в вечной стране детства. А взрослые поняли, что переоценить роль дома, мамы и настоящих друзей в жизни ребёнка невозможно.

В 1973 году ТЮЗ возглавил Сергей Константинович Кузьмин. Его стараниями на сцене появились поэтические спектакли – «Анна Снегина» С.Есенина, «Казанский университет» Е.Евтушенко.

Пьеса В.Железникова «Бойкот», которая в скором времени стала основой для фильма «Чучело», увидела свет именно в Рязанском ТЮЗе.

В 1986 году на должность главного режиссёра был приглашён Василий Владимирович Грищенко. А уже через пять лет он стал художественным руководителем Рязанского государственного театра для детей и молодёжи. Театральная летопись получила новый виток своего развития, и начался он с «Легенды об Искремасе». Свежее художественное видение руководителя сказалось в новом качестве театральных постановок. В них появилась пластика движения и необычайная музыкальность. Идея Василия Владимировича о создании принципиально нового облика детского спектакля в Рязани получила своё скорое воплощение. «Маугли» по Р.Киплингу, «День Веселения» по повести-сказке А.Линдгрен «Пеппи Длинныйчулок», «Кентервильское привидение» по рассказу О.Уайльда, «Влюблённое облако» Н.Хикмета, «Конёк-Горбунок» П.Ершова, «Сестра моя Русалочка» по сказке Г.-Х.Андерсена, новая, оригинальная жанровая постановка «Питера Пэна» - лучшие образцы мировой детской литературы превратились в красочное живое действо.

Радость творчества вполне соизмерима с возможностью поделиться плодами своего трудолюбия и таланта. Именно поэтому Василий Владимирович выступил с инициативой проведения фестиваля спектаклей «Театр на Соборной – детям области». Благодаря ему юные зрители нашего региона каждый год получают возможность соприкоснуться с необыкновенным и добрым.

Гастрольная деятельность, организованная Василием Владимировичем Грищенко в нашей стране (в Орле, Ярославле, Старом Осколе) и за рубежом (в Германии, во Франции, в Белоруссии), познакомила ребят с работами дружного коллектива Театра на Соборной. Участие в международных и межрегиональных фестивалях «Театр Детства и Юности. 21 век» (г.Воронеж), «Царь-сказка» (г.Великий Новгород), «Арлекин» (г.Санкт-Петербург), «Школа современного театра» (г.Нижний Новгород), «Реальный театр» (г.Екатеринбург) стало неизменной частью творческой жизни Василия Владимировича и его подопечных.

Режиссёрские работы Василия Владимировича пополнили репертуар многих театров. Постановки «Маугли» и «Влюблённое облако» стали долгожданным событием на сценах городов России, а также в Белоруссии и Германии.

Высокий потенциал художественного руководителя театра проявляется не только в способности чувствовать настроение и потребности зрителя. Мастер своего дела должен быть готов к формированию профессиональных традиций.

Одним из самых значимых и лелеемых детищ Василия Владимировича стал Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Фестиваль уникален: подобного ему не существует в мире. У этого театрального явления тоже есть своя история. Он появился в Театре на Соборной в начале нового тысячелетия и проходит каждые два года. В первом фестивале приняло участие только пять театров. А уже в этом году их количество возросло в три раза. Не менее показательная черта фестивального успеха – его география. Минск, Санкт-Петербург, Орёл, Тверь, Москва, Нягань, Одесса, Пермь, Красноярск, Цхинвал. Вот далеко не полный перечень его участников и желанных гостей. Фестивальная площадка – это не только место показа профессиональных достижений. Это возможность для конструктивного творческого диалога. Театральные критики, режиссёры, драматурги среди непременных участников фестиваля. Каждый, кто посещает это знаковое для нашего города событие, уверен, что театр – уникальная развивающая среда для подрастающей личности в период её становления. С этим согласны и юные театралы. Именно поэтому решение о том, «кто лучший», принимает зрительское жюри. А это школьники нашего города. Спектакли всех жанров и стилей, от трагедии и комедии до фарса, от классики и модерна до театра символов, готов предоставить на их суд Василий Владимирович. И всё это потому, что ему действительно интересно и дорого то, чем живёт молодое поколение.

«Большие люди Рязанского края» часть 1 (Приложение к журналу «Большой город»)