Творческим мастерским - добрый путь!

С 20 февраля по 1 марта в Рязани прошли творческие мастерские (ТМ) «Современный театр для подростков», организованные Рязанским государственным областным театром для детей и молодёжи на Соборной, комитетом по культуре и туризму рязанской области, министерством образования Рязанской области, Рязанской областной универсальной библиотекой им.Горького и Институтом имени Гёте.

Руководитель проекта – заслуженный деятель искусств РФ Василий Грищенко, куратор – известный современный драматург К.Драгунская (Москва). О необходимости подобных мероприятий говорили на пресс-конференции, посвящённой открытию, известные режиссёры и критики, приехавшие на эти дни в Рязань. Наш мир динамичен. В нём происходит множество изменений, и подростки, будучи его наиболее восприимчивой частью, остро реагируют на эти изменения. Также созвучно времени и эмоциональному восприятию подростка должен реагировать на всё и театр. Но его задача при этом не опуститься до вульгарного заигрывания со зрителем, в погоне за полным залом, а говорить на его языке, быть другом, а не ментором, заставлять мыслить, будить доброе начало. Творческие мастерские призваны ознакомить зрителей с открытиями современной драматургии и режиссуры; определить требования и системы предпочтений целевой аудитории к театральному процессу и современной драматургии. По большому счёту, ТМ – это Творческие мастерские – это поиск новых форм общения театра и молодого зрителя.

За одну только неделю режиссёры О.Лысак (Москва), О.Плаксин (Москва), Е.Зимин (Санкт-Петербург), О.Дарфи (Москва) поставили в рязанском ТЮЗе 7 пьес современных авторов. А выбрать пьесы было нелегко, заметила Ксения Драгунская. С одной стороны, требовалось разговаривать с подростком на его языке и говорить о его проблемах и интересах, с другой – не опуститься до пошлости и нецензурщины, которыми грешат многие современные авторы.

«Это было очень интересное и полезное общение, - отзывались о проекте актёры. – Мастерские очень много дали в профессиональном плане. Мы практически жили в театре, репетируя с утра до ночи. Знакомились с творчеством совершенно не известных до этого авторов».

И это мнение не только молодых, начинающих. Свежий взгляд профессионала извлёк на свет совершенно новые грани таланта у известных актёров нашего театра. И они в непривычных амплуа проявились с новой силой.

В течение 3 дней участники мастерских и немногочисленные зрители – критики, актёры, журналисты и зрительское жюри (к сожалению, формат мероприятия не предполагал большого количества гостей, а жаль) оценивали результаты взаимодействия режиссёр+актёры+пьеса. Детское жюри, созданное зав.педагогической частью театра Жанной Леонидовной Слободской, бескомпромиссно выражает мнение зрителей и уже не один год является той лакмусовой бумажкой, по которой можно судить о той или иной работе театра.

Уже по тому, как реагировали ребята на тот или иной спектакль, можно было понять, насколько правильно выбрана тема. Действие было максимально приближено к зрителю: спектакли (или, как назвали их режиссёры, репетиции) шли на малой сцене, на большой, даже в вестибюле, что позволяло максимально приблизить зрителей к событиям спектакля.

«Тот вечерний несказанный свет» - первый же спектакль и первое обсуждение показали, насколько точны были куратор и режиссёр (Олег Плаксин) в выборе темы. Это вопрос взрослых: зачем нужно было брать пьесу малоизвестного и малоопытного автора, к тому же американки русскоязычного происхождения?

А детям-зрителям безразлично, кто автор. Драматург попал в цель: девочка, которую на родине, в России, обзывали жидовкой, уехала в Израиль, где её бьют за то, что она… русская. В Израиле нет евреев – там израильтяне и весь остальной мир. В пьесе всего два персонажа – мама и дочь (Т.Крючкова и А.Гришанова). Девочка выросла и стала гражданином мира – стюардессой. У неё больше нет Родины. Проблема толерантности и ксенофобии, которые есть и у нас в классах, - это ответ юных зрителей.

Но можно ли жить без Родины?

Одна из пьес была выбрана Ксенией Драгунской как провокационная. В ней задействованы и зрители. Желание расшевелить публику было не совсем понято залом, видимо, всё-таки наши цивилизованные зрители не опустились до примитивного уровня понимания юмора. И это отрадно.

Однако самое глубокое впечатление вызвала пьеса Егора Черлака в постановке Евгения Зимина «Мир-дверь-мяч». Может быть, потому, что каждый персонаж словно только что вышел из двери соседнего (а может, и твоего) класса. Может быть, потому, что это происходит в каждой школе, в каждом городе? Может быть, не в такой степени, но происходит. А ещё потому, что это чистейший срез нашего современного политического бомонда. Сегодня – молодёжного, завтра – взрослого. Когда-то были Ленин-партия-комсомол, сейчас – то же партия-молпарламент.

В общем, мир-дверь-мяч, как назвал всех один из героев. (Для тех, кто знает английский, загадки нет).

Этот спектакль оказался настолько полно созвучен каждому, что обсуждения не потребовалось. Захотелось всем одного (по результатам блиц-опроса), чтобы он был поставлен в ТЮЗе. Его нужно показывать и нужно смотреть! Тем более, что практически спектакль готов.

К сожалению, любой творческий проект, как бы труден ни был путь к нему и как бы сложно ни было его осуществление, заканчивается слишком быстро. Вот и ТЮЗовские мастерские завершились очень быстро.

Организаторы оказались довольны результатом.

Зрительское жюри поставило отличные оценки режиссёрам и авторам.

Актёры получили отличную школу.

А наш город – новый рабочий проект, который принесёт огромную пользу подрастающему поколению рязанцев: ведь всё это делается для них.

10 марта 2011 г. «Вечерняя Рязань»  Автор: Ирина Жерзделяева