Куда плывёт ковчег?

Курс театра для детей и юношества – на эксперимент

В репертуаре нужно иметь, перефразируя культурно, каждого произведения по паре: спектакли для различных возрастных групп, от малышей до взрослых, различных стилей и направлений. И в Рязанском Театре на Соборной последние сезоны видна такая тенденция.

Притом что направление у соборян всегда одно, воспитывать в детях доброе отношение к миру, куда доплывёт этот ковчег – неизвестно. Но творческие поиски радуют. Действительно, при наличии вещей более «классических», в афише прошлого, 72-го сезона, было две вещи непривычного формата: «New-York. Salto» по произведению И.Осипова, Е.Сальникова и «Мальчишки, жить!» по пьесе А.Демидова, а в нынешнем, 73-м, уже три. «Объект № 1» по пьесе Н. Космина «Иисус», пластический спектакль «Муха» по произведениям К.Чуковского и, наконец, «У ковчега в восемь» по пьесе У.Хуба. Разные режиссёры, разные подходы.

Последний спектакль возник как следствие творческих мастерских «Современный театр для подростков» (лидер – драматург Ксения Драгунская), где российские режиссёры репетировали с актёрами Театра на Соборной современные пьесы. Как бы продолжением мастерских стала «Книжкина неделя», во время которой в Рязани также побывали драматурги и режиссёры, соборяне читали произведения наших современников. Но вернёмся к «Ковчегу»: режиссёр Евгений Зимин, поработав на мастерских с пьесой Ульриха Хуба, впоследствии поставил спектакль на большой сцене. После премьеры он был зачислен в штат нашего театра.

«У ковчега в восемь» – это притча для детей и взрослых, пересказ библейского сюжета о Всемирном потопе в необычном ракурсе. Живут-дружат на свете три Пингвина, спорят, что такое Бог. Однажды к двум из них прилетает Белая Голубка, вестница Бога, и говорит, что начинается потоп, им двоим надо отправляться на ковчег Ноя. Третьего брать нельзя («каждой твари по паре»), но ценности дружбы для них выше всего. Друзья решают спрятать своего друга в чемодан, рискуя вообще не спастись – нарушивших правила не пустят. Им удаётся провести третьего Пингвина на ковчег, но он хандрит, считая, что виноват в потопе: прогневил Бога своими речами, поведением… Придёт ли к ним спасение, в чём милость Божья? Об этом зрители узнают, придя на спектакль.

…Занавеса нет, зрители ещё садятся, а по сцене уже ходит Некто в шляпе (творец, наблюдатель?) – эту роль исполняет Константин Зенков – и «поправляет» пейзаж, не лишённый изящества. Белый ажурный стульчик под белым зонтиком, белое покрывало, кубики, экран, снег… Затем появляются Пингвины в чёрно-белых мешковатых одеждах, но на тех двух, что должны спастись, – красные вязаные шапки, яркие шарфы… Первый Пингвин в исполнении Ильи Комарова – более жизнерадостный, уверенный в себе и своих принципах; его подруга, Второй Пингвин (в этой роли Мария Фролова) ранима, доверчива и в то же время лукава – по-женски. Третий Пингвин Ильи Кузьмина – это рефлексирующий, лирический… хулиган.

Наконец, в белом одеянии, с лётчицким шлемом на голове появляется Голубка. В исполнении Анны Комаровой Божья вестница – напористая активистка, настолько отдающаяся своему делу, что забывает самое важное, личное… Но и у неё бывают минуты расслабления, откровения… Тут важны нюансы взаимоотношений между персонажами, и интересно наблюдать за игрой артистов. И в переносном, и в буквальном смысле прятаться актёру некуда: ковчег представляет собой небольшой деревянный контейнер (Пингвины плывут в трюме). Из него по ходу действия будут появляться разноцветные флаги – сигнальная азбука понятна матросам всех стран, она не требует перевода… Как и многие истины.

Евгений Зимин уже ставил эту пьесу в Екатеринбурге. Работу команды в составе сценографа Евгения Шубина, автора костюмов Натальи Ермолаевой и композитора Василия Тонковидова в этом году высоко оценили на Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Арлекин», где вручались национальные театральные премии. Так что можно сказать, что мы берём себе самое хорошее. Слово «копируем» неуместно: ведь в ином театре, с иными актёрами и пьеса звучит по-иному. Кстати, у нас заняты два состава, и в исполнении других артистов история приобретает новые краски.

Пожелаем же ковчегу удачного плавания!

 

Евгений Зимин родился в Санкт-Петербурге, учился там же, у легендарного режиссёра Зиновия Корогодского, работал у него в театре. Потом ставил во многих городах: Уфе, Петрозаводске, Новосибирске, Самаре и других. Был главным режиссёром Екатеринбургского ТЮЗа.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ 

Евгений Зимин, режиссёр Театра на Соборной

- Мы с Василием Владимировичем Грищенко, худруком Театра на Соборной, знакомы давно, пересекались на различных лабораториях, и он предложил мне приехать поработать в Рязани. Что касается пьесы, я увидел её фрагмент в Самаре на презентации современной немецкой драматургии для детей. Обратился к переводчикам, чтобы сделали перевод всего произведения, и пьеса пошла по театрам страны. Она вневозрастная, для зрителей от пяти лет до бесконечности. Философская тема, которая поднимается в ней, начинает интересовать человека, как только он задумывается о Боге (это происходит лет в пять), и не оставляет уже никогда. Сейчас большая проблема с современной драматургией для детей, и когда такой клад неожиданно находишь, его нельзя упустить.

6 июля 2011 г. «Рязанские ведомости» Автор: Елена Коренева