Человек непознанный

Театральный фестиваль «На пороге юности» оставил больше вопросов, чем ответов

7 апреля в нашем городе завершил работу VII Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности». Традиционно в финале собирается круглый стол «Театр и подросток». И, как правило, ни одно обсуждение не обходится без жарких споров. Подростковый возраст – самый сложный для театра, прежде всего потому, что современный подросток для сцены – человек непознанный. Terra Incognita. Неизвестная планета со своими чувствами, проблемами, страхами. И какие бы «рецепты» ни пытался предложить ему взрослый театр, он вряд ли найдёт панацею. И прав оказался известный критик Олег Лоевский, в пылу дискуссий вспомнивший слова Чехова: «Театр – не лекарство, театр – боль».

Составляя афишу фестиваля, художественный руководитель Рязанского Театра на Соборной Василий Грищенко выстроил её так, что каждый из 11 спектаклей, прошедших в Рязани за 5 дней, поднимает острую, довольно болезненную тему подросткового мира. Не идеализируя сегодняшнюю реальность, фестиваль общается со своей аудиторией честно и открыто. И опыт показывает, что с подростками можно говорить о чём угодно: о любви и смерти, о жестокости и всепрощении – главное, найти способ передачи и особый язык для диалога.

Собираясь каждые два года, фестиваль «На пороге юности» словно делает срез времени. На его сцене, как на лакмусовой бумажке, проявляется всё то, что произошло за это время с обществом, с подростком и с театром. И если последние годы наши информационные ленты как никогда пестрят сообщениями о подростковых суицидах, то театр, естественно, не может не отреагировать на эту проблему. Сразу три участника посвятили свои постановки трагедии детских самоубийств.

А почему люди умирают?..

Санкт-Петербургский ТЮЗ им. А.А. Брянцева облекает эту проблему в некий поэтический флёр, создавая на сцене иллюзорное пространство «между небом и землёй». Эффектное художественное решение рисует зрителю полувоздушный небесный мир из мягких облаков, нежно-белой пены и озорных ангелов. Эта ирреальность надуманна и чересчур сказочна: здесь можно загадать любое (последнее!) желание, а можно и подзатыльник получить за бранное слово. Здесь кажется, что всё можно переиграть заново, перепрыгнуть с облака на облако – и вывернуться!.. Вот только понимаешь, что возможно это только на сцене…

На этом фоне особенно ярко прозвучали «письма к Богу», взятые из жизни и «отправленные» настоящими школьниками: «Ну при чём здесь ребро, когда делают человека?» или даже «Я пока маленькая, учусь в 3-ем классе. Грехов пока нет, но собираюсь».

В питерском спектакле подкупала игра молодых актёров, своей энергией «вытаскивавших» буксующую драматургию. Герои пьесы, расставшись с жизнью (кто по своей воле, а кто – и нет), попадают в пограничное состояние – между жизнью и смертью – и получают шанс что-то обдумать и, возможно, исправить. Каждый использует подаренное время по-своему: один – мстительно наблюдает за своими похоронами, другой – наедается до отвала, третий – ищет любимую девушку. Все они в последние минуты пытаются понять нечто важное об утраченной жизни и приходят к единственно правильному выводу: «Это не я был нужен жизни, а жизнь – мне!»

Свести счёты с жизнью решает и героиня спектакля «Крестики-Нолики» Краевого ТЮЗа из Хабаровска. Пьеса Александра Червинского была написана в советское время, но её проблематика: трагедия первой, неразделённой любви – трогает и в наше время. «Этот спектакль учит нас не делать поспешных выводов и не решать за других», – такой отзыв прозвучал в одной из рецензий зрительского жюри.

Камерный театр из Челябинска привёз в Рязань уже ставшую культовой пьесу «Norway.Today» драматурга Игоря Бауэршимы. В основе сюжета реальная история молодых ребят. Познакомившись в интернете, юноша и девушка договариваются о самоубийстве и, записав последние слова на камеру, вместе заканчивают жизнь, сорвавшись с ледяного фьорда.

Челябинский театр создаёт на сцене виртуальный мир, такой близкий и понятный современному подростку. На громадном экране мелькают фотографии, буквы складываются в слова, открываются web-сайты, звуковым фоном не смолкает стук клавиатуры. Виртуальная реальность затягивает, и всё вокруг кажется пустым и лишённым смысла. И единственное «настоящее» в этой общей бессмысленности – смерть.

В этом спектакле актёры идут на весьма рискованный эксперимент. Видеокамера, на которую они записывают свои последние мгновения, работает на сцене в режиме on-line, проецируя лица артистов на огромный экран. В таком гигантском масштабе, когда зритель видит каждую капельку пота, нельзя дать фальшивую ноту. Актёры существуют максимально честно, вовлекая зрителей в свой мир. Несмотря на то, что финал спектакля остаётся открытым, хочется верить в лучшее. Возникает некое смирение с жизнью. Пусть жизнь несовершенна и совсем не проста, но цепляться в ней все-таки стоит хоть за северное сияние!..

На злобу дня

Ещеё одна болезненная тема – подростковой преступности – поднимается в музыкальной драме Калмыцкого национального драматического театра. «Стервы» – так называется спектакль, и его действие: нарочито грубое и жестокое – в точности отвечает этому хлёсткому названию. В постановке рассказывается о девочках, сколотивших уличную банду. И финал этой банды, как и финал спектакля, выстроен вполне по законам реальной жизни. Неприкрашенная сценическая правда подействовала как отрезвляющая пощёчина, способная на многое открыть глаза.

Проблема детской жестокости во взаимоотношениях учителей и учеников прозвучала в спектакле Гомельского Молодёжного театра по известной пьесе «Дорогая Елена Сергеевна». В отзывах зрительского жюри есть такая реплика: «Одна из фраз спектакля была такова: «Каждый четвёртый рождающийся в мире ребёнок – дебил!» По моему мнению, каждый из четверых учеников, пришедших к Елене Сергеевне домой требовать оценку, и является именно этим четвёртым». Гомельский спектакль добивается удивительного результата: он заставляет подростков вызывать на суд своих же сверстников!

Лёгкость жизни

Как бы актуальны ни были проблемы, звучащие со сцены, всегда с не меньшим успехом принимаются светлые, романтические постановки. Прекрасную музыкальную историю любви Ассоль и Грея привёз театр из Орла «Свободное пространство». Правда, вокальная и пластическая составляющие мюзикла в исполнении драматических актёров выглядели не слишком впечатляюще, но поднятые алые паруса, думаю, тронули сердце каждого. Лёгкий, озорной спектакль по «Приключениям Чика» Фазиля Искандера показал Пермский ТЮЗ. Интересен режиссёрский ход – открытая театральная игра. Зрителю сразу даётся понять, что перед нами актёры, которые будут рассказывать историю про ещё одних актёров. В итоге зал видит «театр театра в театре», за которым очень весело и увлекательно наблюдать. Камерный Духовный театр из Минска обращается к военной тематике, полуфантастическим образом объединяя в спектакле «Блиндаж» два времени. И самые тёплые отклики получил «Старший сын» Вологодского ТЮЗа. Лёгкость жизни почувствовал в этом спектакле известный театральный критик, член экспертного совета «Золотой маски» Олег Лоевский:

Казалось бы, что сюжет «Старшего сына» настолько ясен, закончен и хорошо всем знаком, что у него нет трактовок. Но каждый раз появляются всё новые спектакли, идеи, которые вступают во взаимоотношение с новым временем. Спектакль Володского ТЮЗа – это хорошо сыгранная комедия положений. В этой системе главным становится ритм действия. В спектакле подкупает способность (утраченная многими актёрами) существовать автоматически, без внутренних оценок, без рассиживания на быте. Всё очень быстро, энергично, захватывающе и при этом наполненно! В результате возникает лёгкость жизни, которая умнее всех думающих о ней и мудрствующих.

Фестиваль «На пороге юности» – не конкурсный, хотя есть всё-таки один приз, априори считающийся главным – приз зрительского жюри. В этом году симпатии молодых театралов оказались отданы хозяевам фестиваля Театру на Соборной за спектакль «У ковчега в восемь». Увлекательную игровую форму постановки, через которую непринуждённо раскрываются вечные истины, отметили все: и профессиональные критики, и юные зрители. Простая история о трёх пингвинах и всемирном потопе доказала, что в подростковом рейтинге милосердие и дружба находятся на первом месте.

Говорят: подростки – это наше будущее. Это не так. Подростки – это наше настоящее! – так подвёл итог фестиваля столичный театральный критик Геннадий Дёмин. –  В том смысле, что нельзя ничего откладывать на завтра. Наш театр с его актёрским и режиссёрским потенциалом способен сделать нечто, говорящее на злобу дня, не в плакатно-газетном смысле, а по сути. Это, конечно, задача и этого фестиваля, и всех будущих.

19 апреля 2012 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова