"Я этих ребят не забуду"

На минувшей неделе рязанские студенты Ярославского театрального института сдавали государственный экзамен. Театр на Соборной и Рязанский драматический пополнились профессиональными актёрами.

Студенты ЯГТИ 4 года проходили обучение на базе рязанских театров. Теорию, как и все заочники, они ездили сдавать в базовый вуз, а вот профессиональное мастерство профессура приехала принимать в Рязань. В составе государственной комиссии в Рязань приехали: председатель комиссии, ректор ЯГТИ, заслуженный артист РФ, проф. С.Ф.Куценко, заместитель председателя экзаменационной комиссии проф. И.В.Белова, проректор по научной и инновационной деятельности, проф. И.В.Азеева, зав. заочным отделением Н.В.Ночевная. Сначала госкомиссия отсматривала спектакли в Театре на Соборной, на следующий день – в областном театре драмы.

ПРОФЕССИЯ ПУБЛИЧНАЯ

Надо отметить, что молодёжь, влившаяся в 2007 году в рязанские театры, оказала благотворное влияние на постановки рязанских театров. А юные таланты на собственном опыте постигали премудрости профессии и трудность актёрского хлеба. До финиша дошли не все, но зато остались самые упорные, самые яркие, талантливые и трудоспособные. Среди них нет таких, кого можно было бы назвать актёром эпизодическим. Каждый – личность, недаром на актёрском капустнике Сергей Куценко сказал: «Я этих ребят не забуду».

После просмотра «Мухи» наш корреспондент пообщался с председателем комиссии. Сергей Филиппович отметил, что этот курс знает.

- Два раза в год они сдавали экзамены, а я имею счастье возглавлять кафедру актёрского мастерства. Для меня очень важно, что студенты имеют возможность на практике изучать актёрское мастерство. В вузах есть учебные театры, а здесь у них свой настоящий театр, в котором они уже работают.

- К слову, как вам наш театр?

- Это редкостное здание, потрясающий зал с великолепной акустикой. Да, тогда умели строить. Я сам актёр и люблю работать в таких вот зданиях. Со всех мест всё видно, уютно и зрителям, и актёрам на сцене. Здесь прекрасный руководитель, он хорошо организовал дело и очень правильно развивает труппу.

- Жаль, что не все студенты остались в профессии.

- И пусть. В театре нужно или кем-то быть, или лучше никем не быть. Это такая профессия. Я не говорю, что можно быть плохим инженером. Но есть профессии, где тебя не видно, никто не узнает, что ты вытачал не такой болт. А в театре ты выходишь на сцену – и всё видно. Актёр – профессия публичная.

ОТ МУХИ ДО ГУСАРА

«Муха» была сыграна блестяще. Госкомиссия, порой забывая, что принимает выпускные экзамены, откровенно смеялась, благосклонно кивала и вместе с восторженными зрителями рукоплескала. Это могли сыграть только молодые!

А вечером «Денис Давыдов» довершил впечатление. И жизнь, и слёзы, и любовь – всё было в этой постановке. Председатель комиссии сказал выпускникам после просмотра:

- Вы счастливые люди, вы уже играете в этом замечательном театре. И я знаю, что это очень сложно, ведь бок о бок с вами на сцене опытные артисты, с которыми вас неизменно сравнивают. Но то, что мы с вами вместе делаем, - уникально!

А потом бывшие студенты и их вчерашние наставники устроили театральный капустник. Они вспоминали минувшие дни и сцену, где вместе учились. Заслуженные артисты, чтобы не остаться без работы, пичками юных коллег вредными советами. Молодёжь подтрунивала над наставниками, пародировала спектакли и сокрушалась по поводу копеечных зарплат работников культуры.

А уже через неделю, закрывая сезон, театр пригласил прессу на общественный просмотр нового спектакля «Ионыч».

ЧЕХОВ ВО ПЛОТИ

Петербургский режиссёр Евгений Зимин не первый год сотрудничает с Театром на Соборной. Чеховская тема, как он сам сказал, стала своеобразным ответом на вопрос, есть ли жизнь за МКАДом.

- Мы придумали такой альтернативный проект и назвали его «Провинциальный романс». «Ионыч» - это первая очередь проекта затем будет «Невеста», «Человек в футляре»… У спектакля два полноценных состава. Мы могли бы сыграть сначала одним, затем продолжить другим. Чтобы выбрать, кто будет занят в презентации, мы практически «на морского» бросали.

ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ РОМАНС

Творчество Чехова напрямую связано с провинцией, и в его произведениях упоминается много романсов. А романс – это всегда песня любви. Вот и этот проект – своеобразное объяснение любви провинции.

Индивидуальная особенность проекта в том, что каждый его спектакль – это отдельное самодостаточное произведение. Они могут играться в один вечер все, могут жить по отдельности. Собираясь вместе, они будут иметь особый смысл, отдельно – представлять собой совсем иное.

Сейчас – «Ионыч», в новом сезоне будет показана «Невеста». Театральные пазлы сложатся в картину, но каждый отдельный куплет этого провинциального романса может быть спет и отдельно, на выезде.

БОЛЬШАЯ МАЛАЯ СЦЕНА

Романс всегда приглушённо-камерный. И наш, провинциальный, оказался таким же. На большой сцене – и зритель, и актёры… Совсем рядом, рукой достать.

Камерность постановки рождает особый взаимный контакт, ведь занавеса, разделяющего играющих и внимающих, - нет. Игра, в которой участвуют все, захватывает.

Авторский текст не искажён ни единым словом, ему лишь приданы оттенки движением и интонацией. Ирония и гротеск, нежность и жалость – провинция. Смотришь и думаешь, вот это – настоящий Чехов. Если бы Антон Палыч увидел эту постановку, он бы рукоплескал вместе со зрителями и кричал «браво-брависсимо» и тем, кто играл, и тем, кто его ставил.

3.07.2012 «ТВ-панорама» Автор: Елена Аленик