Однажды в провинции

Герои Чехова – крупным планом

Финальная точка театрального сезона в Рязани была поставлена 27 июня.

В этот день Евгений Зимин из Петербурга, штатный режиссёр театра для детей и молодёжи на Соборной, представил журналистам свою версию чеховского рассказа «Ионыч». Это первая часть проекта, который называется «Провинциальный романс». В его рамках уже начата работа над другим рассказом Чехова – «Невеста». Сколько всего будет поставлено произведений классика, сколько будет играться в один вечер – пока неизвестно.

Напомним вкратце сюжет «Ионыча». В скучном провинциальном городе молодому земскому врачу не с кем побеседовать. Он начинает бывать с визитами в самом культурном, талантливом семействе Туркиных, влюбляется в дочь хозяев, пианистку, делает ей предложение. Но она отказывает доктору. Через четыре года они встречаются вновь, девушка проявляет интерес к Ионычу, но тот, раздобревший, разбогатевший, больше не интересуется ею. Постепенно он превращается в необщительного, заплывшего жиром обывателя.

Надо сразу сказать: финальная точка театрального сезона удалась. Для спектакля режиссёр выбрал камерный формат. Однако малому залу театра Зимин предпочёл большую сцену, на которой разместились и зрители на стульях. Вместе с петербургской художницей Верой Курицыной режиссёр создал несколько пространств, разделённых белыми занавесами. Длинный, во всю сцену, помост играет роль и станции, и кладбищенского камня, и – при помощи скатерти – стола в доме Туркиных. На переднем плане – только стулья (Они же – скамейка, они же – сиденья в экипаже, роль которого может выполнять и чемодан).

Когда артисты (одетые в костюмы чеховской эпохи) находятся рядом со зрителями, повествуя о житье-бытье в провинциальном обществе, то публика оказывается частью этого общества. Что греха таить, за прошедшее столетие в губернских нравах не многое изменилось, и приглашённые на сдачу спектакля журналисты и актёры смотрели спектакль про себя. Господин Зимин постарался стереть хрестоматийную пыль с рассказа, и история воспринималась очень свежо, по-новому.

Режиссёру удалось выразительными средствами театра передать чеховскую интонацию. Принято говорить о сложности инсценировок прозы; здесь, кажется, это сделано играючи, шутя. Конечно, это мнимая лёгкость. Чтобы отразить всю гамму чеховских оценок, надо было проделать большую работу. Ведь «праведные» мысли героев часто с большой иронией комментируются автором. Чеховская полифония голосов, которая существует и в прозе, и в драматургии, проявлена через персонажей без имени, дам и господ, которые вместе с главными героями читают авторский текст. (Ионыч и Туркины тоже иногда говорят о себе в третьем лице).

Спектакль интересно решён мизансценически (мизансцена – положение людей в пространстве). Героя часто играет окружение. Общество то «захватывает» Ионыча, то отдаляется от него. Вдруг все в порыве самолюбования выстраиваются в некие красивые фигуры или, изображая чаепитие, стараются подглядеть за парочкой молодых в саду (кто-то залезает прямо под скатерть). Ещё один герой – музыка, которая возникает «как бы сама собой» и создаёт необходимую атмосферу (автор музыкального оформления – Владимир Устинов).

Многое Чехов предоставлял воображению читателя. И такие моменты в спектакле показаны с большой фантазией. Та же сцена похода Ионыча ночью на кладбище. У Чехова описана история памятника – в спектакле надгробие оживает, и это – в характере произведения. Многие эпизоды вызывали дружный смех зала. Это смех целебный, смех – над собой. А что же лирика и состояние скуки, спросите вы, есть ли они в спектакле? Есть, но в той малой дозе, чтобы не перейти в мелодраму и не усыпить зрителя.

Актёрский ансамбль сложился, все играют в одной, комедийной, интонации. Роль Ионыча исполняет Сергей Невидин. Он мастерски показывает превращение думающего, активного молодого человека в пресыщенного жизнью, скучающего пустого господина. Анна Комарова в роли его возлюбленной Котика так бьёт по воображаемым клавишам рояля, что мы сразу всё понимаем про её «таланты» и девичью глупость. Пару Туркиных – шумного хозяина дома и его супругу, сочинительницу бездарных романов, - замечательно играют Юрий Антонеев и Людмила Сафонова. А «общество» представляют актёры Лариса Силина (Дама в белом), Дмитрий Немочин (он же Слуга в доме Туркиных) и Илья Кузьмин (он же Кучер).

…Когда белый занавес в последний раз задёргивается, возникает пауза – между последними словами автора и аплодисментами. И эта тишина заставляет задуматься о тех, кто бесследно исчез с лица земли, не оставив следа. Эта тема есть в «Ионыче», она звучит в спектакле (и не только она одна). Так что в следующем сезоне нас ждут новые встречи – с Чеховым.

30.06.2012 «Рязанские ведомости»  Автор: Елена Коренева