Бальзаминов на душу

И снится ему дама красоты необыкновенной, которая говорит: «Господин Бальзаминов, я вас люблю и обожаю!» Мишенькин сон оказался в руку.

Очаровательно весёлой, лёгкой «Женитьбой Бальзаминова» Театр на Соборной открыл новый сезон. У главного героя Мишеньки, которого блистательно играет Дмитрий Мазепа, хлестаковская лёгкость в мыслях необыкновенная: он тоже инфантильный мечтатель-недотёпа, тоже неразборчив в выборе предмета своей мечты: «Мне, маменька, все богатые невесты красавицами кажутся; я уж тут лица никак не разберу», — объясняет Бальзаминов свою рассеянность. Но легкомыслие его имеет пределы: у нашего стеснённого в средствах жениха есть одной лишь думы власть — невеста непременно богатая.

Кроме чудесного текста Островского — чего только стоит признание Миши, что он влюбился «в четверг после обеда, на прошлой неделе» — в том, что спектакль смотрится на одном дыхании, «виновата» и работа актёров. Все персонажи необыкновенно колоритны: довольная собой, хитрая Акулина Гавриловна (Нина Бурдыгина), простоватая и мечтательная, как сын, Павла Бальзаминова (Светлана Гузикова), уморительно, по-клоунски смешные Матрёна (Людмила Сорокина) и Химка (Елена Лелекина). Хороши и сёстры Пеженовы, более смекалистая старшая Анфиса (Анна Комарова) и младшая Раиса (Людмила Конина) — гремучая смесь расчёта и наивности. Меркантильный Лукьян Чебаков (Андрей Кондрашов) будто списан с картины Федотова «Сватовство майора», Домна Белотелова (Марина Заланская) тоже явление уникальное. Её отрешённость и неадекватность подчёркивает и сценография: лошадь-велосипед, которая органично смотрелась бы и на концертах «Пикника», а также беседка, которая, словно карусель, кружит вдовушку в мире её бредовых фантазий. Впрочем, не совсем в себе и романтичный Мишенька, так что парочка совершенно довольна друг другом. А вот почему на третьей минуте спектакля забываешь, что действие происходит в Замоскворечье позапрошлого века, и начинаешь увлечённо следить за событиями — это уже секрет режиссёра Марины Есениной. Каждому зрителю предстоит разгадывать его по-своему, а впечатление от спектакля можно передать словами Достоевского об этой пьесе: «Одно могу отвечать: прелесть».

28 октября 2013 г. «Совет директоров» № 41