За богатыми невестами, или История про дурака с деньгами

Театр на Соборной открыл сезон «Женитьбой Бальзаминова»

Обидно, маменька, когда говорят, что денег нет и ума нет. А вот теперь пускай говорят, что дурак: мне всё равно!

Произносит эти слова Михайло Дмитрич Бальзаминов и уходит к невесте в беседку. Они кружатся в ней всё быстрее, и наступает момент, когда сыпятся на них дождём, словно золотые листья в осеннем саду, ассигнации и банковские билеты...

История Миши Бальзаминова, который нашёл наконец своё счастье: он вот-вот женится на богатой, сегодня понятна. В обществе, где многое измеряется в денежных единицах, молодому человеку устроиться непросто. Особых талантов и связей нет, привычки дело делать тоже, а есть желание получить всё и сразу. Как? Через выгодную женитьбу! Уж так хочется молодому человеку денег и богатства, что готов он ради этого на многое. И унижение сносить: его собаками травят на улицах. И терпеть упрёки в глупости: о том, что он мало умный, Бальзаминову говорят часто. Представляться влюблённым для него – естественно: он даже определить свои симпатии затрудняется, потому что все богатые невесты ему красавицами кажутся.

Бальзаминов в исполнении актёра Дмитрия Мазепы – человек, которого жажда стать богатым и возможность скоро им сделаться едва не лишают рассудка. Он честно маменьку предупреждает: «Вы теперь за мной следите, как бы со мной чего не сделалось!» А маменька и сама опасается: как бы её Мишенька с ума не сошёл, большое богатство ещё пережить надо! Дмитрий Мазепа показывает Бальзаминова, который, ещё не став богатым, а только предвкушая «сбычу мечт», уже чувствует себя другим (хищным) человеком. Да, ему трудно представить в руках сумму больше, чем пятьдесят тысяч, но почему-то не сомневаешься в том, что это только пока... Недаром маменька скажет свахе: «А мой Миша, сколько ни дай (денег) – все сочтёт!»

Маменька главного героя хочет счастливо устроить судьбу сына, что абсолютно нормально. Она искренне считает, что в богатой жене – главное счастье сына (и, к слову, свой собственный обеспеченный покой) и есть. Убедительна ли она в этой своей материнской любви? Вряд ли.

Выбирая невесту, и Бальзаминов, и его маменька, и сваха обсуждают капиталы и состояния. Приданое одной в сто с лишним тысяч хорошо, но деньги, которых у другой столько, что и сосчитать нельзя, да огромный каменный дом, да лавки в Китай-городе, безусловно, лучше.

Купчиха, владелица миллионов, баснословного богатства Домна Евстигневна Белотелова впечатление производит сильное. Перед нами – пресыщенная всеми доступными ей удовольствиями и развлечениями женщина. Впав в какое-то оцепенение, больше напоминающее паралич, она и говорит, и двигается с трудом: или уже не может, или не хочет, потеряв всякий смысл реагировать на происходящее. Слухи об объявившейся в Москве шайке разбойников и Бальзаминов как новое удовольствие хоть как-то выводят её из оцепенения. Но вообще трудно представить, что Белотелова «оживёт» вполне даже с Бальзаминовым: настолько страшно-комичный она персонаж на сцене. Гротеск усиливается в сцене первого свидания-знакомства героев в беседке. Явившийся к ней «на ходулях» через забор Бальзаминов её и напугал, и заинтересовал. Он, напуганный не меньше своими «приключениями», успевает всё же понять, что богатство – рядом, только руку протяни. Он и протягивает – ловит сыплющиеся сверху листья, принимая их за денежные знаки, и разочаровывается: деньги пока не даются...

Чтобы устроить счастье единственного сына, Павла Петровна Бальзаминова готова заранее заглянуть в будущее, прибегнув к услугам ворожеи или, хотя б на крайний случай, гадалки на картах.

– Ну какая у нас сторона! Самого необходимого – и то не найти! – сокрушается она вполне искренне, когда слышит от Матрёны: нету таких никого.

В этот момент невольно Бальзаминовой сочувствуешь: сегодня у неё такой проблемы не было бы.

«Женитьба Бальзаминова» – комедия, смешное в действии и характерах позволяет забыть о разнице эпох. Сегодня люди солидные, «которые себе добра желают, в сумасшедший дом к Ивану Яковлевичу за всякой малостью спрашиваться», конечно, не ездят. Но разве все мы какое-нибудь «важное дело да без совета сделаем»?

 

СРАЗУ ПОСЛЕ ПРЕМЬЕРЫ

Почему для постановки был выбран Островский? И каким будет для Театра на Соборной новый сезон?

Слово - режиссёру-постановщику спектакля, художественному руководителю театра Марине Есениной:

- Ещё летом прошлого года, когда я стала художественным руководителем театра, обозначила существующую проблему. В репертуаре нашего театра практически отсутствует классическая русская драматургия. А кого как не Островского, которого называют «Шекспиром русского театра», ставить? Он автор, здесь я не буду оригинальной, сегодня востребованный. Он очень мощно звучит и, пожалуй, гораздо современнее, чем некоторые нынешние драматурги. Почему Островский стал классиком? Он сумел в себе аккумулировать коренные идеи и мысли русского общества.

Мы – театр для детей и молодёжи, и тема становления человека, выбора жизненного пути на переломном этапе для нас и для меня как режиссёра очень интересна. Поэтому возникла «Женитьба Бальзаминова». Я беру финальную историю трилогии Островского о Бальзаминове. На мой взгляд, именно в этой пьесе собраны все идеи, которые разбирались в трилогии. Думаю, у нас получилась своя история.

Новый театральный сезон будет очень напряжённым и интересным творчески. С 12 ноября у нас начинаются театральные мастерские. К нам приедут три молодых режиссёра из Москвы и Санкт-Петербурга. Нашим театром им предложены три пьесы. По результатам этих творческих мастерских одна из них, я надеюсь, уже к декабрю будет представлена на малой сцене нашего театра. Следом – новогодняя кампания, всегда очень ответственный для нас момент. В феврале мы планируем выпуск ещё одного спектакля – «Русская народная почта». В марте предстоит большая работа по творческим мастерским с драматургами со всей России. В мае нас ждут гастроли, пока не буду говорить куда. В мае же планируем выпустить спектакль «Ночь перед Рождеством». В июне сделаем небольшую сказку для летних выездных спектаклей, её зрители – младшеклассники и дошколята. В этом сезоне у нас планируется шесть премьер.

1 ноября 2013 г. «Рязанские ведомости» Автор: Людмила Трухина

http://rv.ryazan.ru/news/2013/11/01/22888.html

 

ПОБЕДА ПРОФЕССИОНАЛА

Рязанский ТЮЗ открыл новый сезон премьерой спектакля «Женитьба Бальзаминова» в постановке его художественного руководителя Марины Есениной. Давно со сцены этого театра в зал не поступала чёткая и внятная режиссёрская позиция, оснащённая профессионализмом. Есенина не выворачивала наизнанку заезженную самодеятельностью историю Миши Бальзаминова. Она прозондировала пьесу нынешним трезвым взглядом без всяких режиссёрских «прибамбасов», так модных сегодня, но не имеющих никакого отношения к А.Н.Островскому, внесла со сцены в зрительный зал щемящую ноту драмы Миши Бальзаминова, окутанную фантасмагорической атмосферой. Это настоящая профессиональная победа Марины Есениной! Она щедро поделилась с артистами Д.Мазепой, С.Гузиковой, Л.Сорокиной, Н.Бурдыгиной, М.Заланской и др. не только замыслом постановки, но и интересными свежими деталями и приспособлениями, от чего спектакль получился заразительным и очень-очень живым. Рад за настоящий успех коллеги и горд за нашу лучшую в мире школу режиссуры московского ГИТИСа.

Художественный руководитель театра «Переход» Геннадий Кириллов

1 ноября 2013 г. «Рязанские ведомости»