Постановки эспрессо

В Театре на Соборной за неделю придумали три спектакля

Кризис репертуарного театра, о котором в последние годы не говорил только ленивый, постепенно переходит из категории проблемы в категорию решения. И хотя задача ежевечернего заполнения зала никуда не исчезла, театр всё активнее ищет альтернативные формы, повышая качество внутри системы. Жизненно важным вопросом при этом становится поиск актуальной современной пьесы. Всё большую популярность обретают творческие мастерские, где устраиваются читки и за несколько дней создаются эскизы спектаклей.

Уже не первый год практикует такую форму Рязанский театр для детей и молодёжи (на Соборной). Очередные мастерские завершились здесь 20 ноября.

Схема проведения подобных лабораторий проста и эффективна: выбираются несколько пьес, в театр приглашаются режиссёры, знакомятся с труппой и за считанные дни создают – в эскизном наброске – спектакль. По итогам: показы, обсуждения и выбор постановки, которая продолжит жизнь в постоянном репертуаре театра.

Такой высокий темп работы, когда от читки до выхода на сцену проходит всего ничего, сродни мозговому штурму. Творческие силы работают на полную мощность. Актёры играют на живой энергии. В результате стрессовая ситуация рождает неожиданные решения, далёкие от привычных штампов, и высвобождает скрытые резервы театра.

В Театре на Соборной мастерские заняли всего неделю. Тема мастерских «Театр – подростку» определила выбор произведений: три актуальных текста современных авторов, поднимающие самые разные подростковые (и не очень) темы.

Первый эскиз представил московский режиссёр Михаил Егоров по пьесе Ярославы Пулинович «Я не вернусь». Режиссёр создал на сцене мир перевёртышей, когда взрослые артисты играют подростков, когда меняется местами женское и мужское. Наполнив спектакль внутренней иронией, он смог избежать нравоучений и добился гораздо большего: сквозь смех показал опасные стороны нашей жизни.

Имя второго автора Олжаса Жанайдарова ещё относительно новое в театральном мире. Его пьеса «Душа подушки», выбранная для мастерских, основана на модном психологическом приёме: познание мира и самого себя через одушевление предметов. В результате главными героями спектакля, поставленного ещё одним столичным режиссёром Валерией Приходченко, стали подушки из детского садика. Какие они (а вместе с ними наши дети) видят сны? Как быть хорошей подушкой и как найти в этом «подушечном» мире самого себя? До таких сложных вопросов пытались докопаться артисты… в перерывах между тихим часом.

Третья пьеса «Танец «Дели» оказалась самым известным названием мастерских. Драматург Иван Вырыпаев – уже признанная звезда новой драмы, а сама пьеса с успехом идёт в театрах, успев получить воплощение и в кино. Текст Вырыпаева сложен и прост, как кубик Рубика. Семь эпизодов, объединённых одними и теми же героями. Семь поворотов сюжета, где каждый раз на передний план выходит новая грань. Текст звучит как мантра, закручиваясь в вечную историю о жизни и смерти, о любви и расставании. О чувствах и бесчувствии.

На эскизном показе в ТЮЗе, естественно, были представлены не все новеллы. Но уже по этой части можно было судить об удачной режиссёрской находке и великолепных актёрских работах. Питерский режиссёр Наталья Лапина, действительно, создала удивительный танец, где минимум лаконичных движений и максимум душевной работы актёров вместили весь многослойный текст.

Черновые наброски спектаклей, без декораций, в усечённом виде, вызвали, тем не менее, огромный интерес зрителей – студентов и любителей театра. Пьесы, показанные в режиме нон-стоп, дали богатую пищу для размышлений. А серьёзность, с которой театр подошёл к проведению мастерских, доказала востребованность подобной тематики. О чём говорила и специальный гость семинара, известный специалист по современной драме, московский критик Кристина Матвиенко:

- Во всех эскизах прозвучало осознанное чувство важности со стороны артистов в отношении того, что они играют. Театр не позволил себе высокомерия к тому, что не является статусным и всеми принятым. А именно такой выглядит сейчас (по большому счёту) современная драматургия. И второе, что хочется отметить, это тема лаборатории «Театр – подростку» - тема опасная, неблагодарная, не вписывающаяся ни в один формат. В представлении одних людей юношеский театр должен быть радостным и позитивным, как герои спектакля «Душа подушки». Но в коротком формате мастерских удалось покачнуть эту уверенность. Тексты Вырыпаева и Пулинович, говоря о серьёзных и болезненных вещах, предлагают театру для подростков некий вызов.

Подводя итог творческих мастерских, худрук Театра на Соборной Марина Есенина пообещала, что эскизы получат продолжение в репертуаре театра. Поэтому артистам был дан совет текст далеко не забрасывать, а зрителям – следить за новыми афишами.

28 ноября 2013 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова