Путь к себе

И вот они улетели на звезду инопланетянина. А у него мама добрая была, и она им шоколадок сколько хочешь покупала. А мальчик всё равно смотрел в окно и пытался свою девочку на небе рассмотреть. Только как её рассмотришь, это же далеко, да ведь?!

Бесприютность, одиночество, горечь разлуки – главные герои легенд, которые сочиняет Кристина (Людмила Конина), героиня спектакля «Я не вернусь», поставленного на малой сцене рязанского Театра на Соборной. Да и как иначе: её цель – добраться до владивостокской бабушки, которую не видела 12 лет. И всё же благодаря счастливой встрече с Аней (Анна Комарова) она продвигается вперёд. Образованная, с внутренним стержнем, Аня до знакомства с Кристиной прошла свой путь тяжёлых испытаний. По дороге во Владивосток у подруг было много препятствий: полицейские, сотрудники детприёмников – играющие их актёры создают условно-гротескные образы, в которых много режиссёрского обаяния и остроумия. Здесь актёры-мужчины играют женщин, внучок – бабушку, так что двум «добрейшим» воспитательницам – Сергею Невидину и Владимиру Баранову – очень подошла бы роль тётушки Чарли из Бразилии, а колоритная литераторша с допотопными методами преподавания (Илья Комаров) органично смотрелась в парике екатерининских времён – и сбоку непременно бантик.

Режиссёр Михаил Егоров с удовольствием хулиганит: эта фееричная сцена, когда дуэт стражей порядка в алых с золотом киверах с упоением декламирует Белинского и Пушкина… Но остроумие и изобретательность строго выверены и подчинены цели – подчеркнуть равнодушие взрослых, уполномоченных решать проблемы сирот. Казалось бы, эти приёмы должны напоминать о театральной условности – но зрители, улыбнувшись режиссёрским находкам, неотступно следят за дорожными приключениями Ани и Кристины.

Путешествующим автостопом подругам помогают водители попуток – здесь актёры уже работают по-другому, в жанре документального театра, - монологи автомобилистов раскрывают типы наших современников с их характерным мировоззрением. Слушая их, Аня порой вспоминает Люциуса. Заслуженный артист РФ Юрий Антонеев создаёт тонкий психологический рисунок своей роли – литературоведа Андрея Даниловича. Искренне привязанный к Ане, он всё же больше чувств ценит привычку и комфорт, его поэтичность побеждается жёсткой расчётливостью.

Эгоизма много не только во взрослых, но и в окружающих Аню и Кристину детдомовцах-подростках – их яркие образы создают Людмила Сафонова, Марина Невидина-Шульц, Константин Зенков, Дмитрий Немочин. С эгоизмом в себе борются и подруги, стараясь сохранить дружбу, - но случаются в жизни и не зависящие от нас обстоятельства…

Одним из главных героев спектакля является молодость. Не только потому, что автору пьесы Ярославе Пулинович 26 лет, молод и режиссёр Михаил Егоров – само неравнодушие театра к спектаклю, увлечённость всех актёров, острота темы сиротства, глубина жизненного материала, объёмные образы Ани и Кристины – всё это придаёт постановке эмоциональную остроту, атмосферу небывалой искренности.

Очень органична и работа художника Бориса Танделова. Перед спектаклем рассматриваешь на заднике чёрно-белую карту России с автомобильными и железными дорогами и карикатурные портреты русских классиков по сторонам сцены. А в конце «почти мелодрамы» - так режиссёр обозначил жанр – глядишь на это другими глазами: сколько же на жизненном пути подростков, на их пути к себе встречается настоящих, не карикатурных взрослых?

23 декабря 2013 г. «Совет директоров»