Перекати-поле

У героинь пьесы «Я не вернусь» за душой нет ничего, кроме непростого жизненного опыта

Это произведение молодого драматурга Ярославы Пулинович в декабре на малой сцене Театра на Соборной поставил московский режиссёр Михаил Егоров.

Эскиз спектакля был создан в ноябре, во время творческих мастерских «Театр – подростку». Все три пьесы, отобранные художественным руководителем Театра на Соборной Мариной Есениной и поставленные на лаборатории режиссёрами из Москвы и Санкт-Петербурга, было решено взять в репертуар. И первым стал как раз спектакль по пьесе Ярославы Пулинович.

«Я не вернусь» – это история о детдомовке-отличнице Ане, которую ожидало блестящее будущее: без экзамена поступила в вуз, будучи аспиранткой, заслужила поездку в Америку… И перед отъездом попала (по законам взаимопомощи и неведению) в криминальную историю. Ни любовник Ани – педагог кафедры, ни якобы влюблённый в неё аспирант-сверстник, не помогли ей. Скрываясь, она притворяется школьницей, попадает в детприёмник, откуда её хотят забрать… в родной детдом.

Аня сбегает с девочкой-сиротой Кристей, которая сочиняет красивые истории и собирается автостопом добраться до далёкого Владивостока, где живёт бабушка. Во время путешествия девочка-подросток погибает под колёсами машины, Аня машинально звонит любовнику, узнаёт от него, что оправдана… и решает не возвращаться. Добирается до владивостокской бабушки, не видевшей внучку, называется Кристей – и идёт учиться в школу.

Пьесу, наверное, можно назвать новой драмой-лайт, то есть «облегчённой» (нецензурные слова вымарали из текста уже в театре). Почти мелодрама (так заявлен в программке жанр спектакля), почти притча, почти... Сюжет маловероятный, хотя жизнь иногда подбрасывает и не такое...

Эту драматургическую задачку Михаил Егоров решил красиво, прибегнув к театральной условности. Перед нами актёры, рассказывающие историю, большинство заняты сразу в нескольких ролях; меняя образ, они используют парики, знаковую одежду, аксессуары. Некоторые персонажи решены психологически достоверно, некоторые, наоборот, гротесково, будто они увидены глазами старшеклассников. Со зрителями не занудно, иногда с большим юмором, говорят о серьёзных вещах.

На сцене только стулья, которые превращаются то в сиденья автомобиля, то в кресло врача, то в школьные стульчики. На стенах – карта России, портреты известных писателей (Аня – филолог). Всё это не «магазинное», а будто созданное воображением школьников; на карте России – дорога во Владивосток, русские классики – точно с полей тетрадки (автор – московский художник Борис Танделов). Рисунки можно легко скатать в рулон. Это позволяет играть спектакль на любой небольшой площадке (если нет стен – можно обойтись без «наглядных пособий»).

Такое режиссёрское и сценографическое решение отвечает самому духу пьесы, где героини не имеют имущества, иногда не имеют имён – только клички, либо меняют имена, да передвигаются по стране как перекати-поле. Но они не сорная трава, а скорее степные растения, что не по возрасту рано созрели, они не ломаются, а лишь гнутся от жизненных ветров. И вопреки всему имеют собственное «я».

Аня в исполнении Анны Комаровой умеет держать всё в себе, лишь чрезвычайные обстоятельства вынуждают её на проявления слабости или агрессии, а потом она снова берёт себя в руки. Кристя Людмилы Кониной – взрывная, фантазирующая, хоть и пытается скрыть своё настоящее «я» за упрямым молчанием, находясь в детприёмнике. Впрочем, это характерно для 14 лет. Молодой актрисе хорошо удаётся передать не только возраст, но и те черты Кристи, в которые влюбилась Аня: «светлый» талант, умение мечтать, настойчивость…

В спектакле много великолепных эпизодов, целая галерея интереснейших типажей. С особым удовольствием актёры Театра на Соборной примеряют на себя характерные, комические образы. Женщин играют мужчины; детдомовок-школьниц – возрастные актрисы… Получается талантливо, порой смешно – и возникает второй план. Актёрские этюды, созданные на основе жизненных наблюдений, можно показывать как отдельные номера.

Это и психолог в детприёмнике в исполнении Владимира Баранова, и дачница-автолюбитель Светланы Гузиковой, и учительница литературы Ильи Комарова, и директриса детдома Сергея Невидина, и нянечка Константина Зенкова, и другие образы. А уж когда Комаров и Невидин в роли полицейских вступают в диалог со зрителями… Но не буду раскрывать все секреты. Столь же колоритны героини Людмилы Сафоновой, Марины Невидиной-Шульц. Одну роль – преподавателя вуза, любовника Ани, исполняет Юрий Антонеев, аспиранта-заику и грузина-водителя «в очередь» играют Дмитрий Немочин и Алексей Ушаков; добрую старушку, владивостокскую бабушку – Римма Чеканова.

Думаю, спектакль будет интересен не только молодёжи и педагогам: это талантливый рассказ о нашей жизни, который заставляет задуматься.

15 января 2014 г. «Рязанские ведомости»  Автор: Елена Коренева

http://rv.ryazan.ru/news/2014/01/15/24333.html