Сказочник Шекспир

В Театре на Соборной – премьера одной из самых загадочных пьес английского классика

Нынешний театральный сезон в областном центре стал урожайным на шекспировские спектакли. Чуть более двух месяцев прошло после премьеры «Короля Лира» в театре драмы, и вот вчера на сцене театра для детей и молодёжи ожили герои трагикомедии великого англичанина «Зимняя сказка».

- Эта пьеса увлекает меня очень давно, - вспоминает художественный руководитель театра Марина Есенина. – Ещё во время учёбы в ГИТИСе я задумывалась над возможностью её постановки. А потом ещё много раз возвращалась к этой мысли.

- И всё-таки, почему именно «Зимняя сказка»?

- Потому что в ней, на мой взгляд, говорится об очень важных вещах… И хотя сюжет полон сказочных коллизий, основной для меня является тема потерянного времени. Потерянного из-за нашей глупости, подозрительности, эгоизма, неумения услышать любимого человека. Да, финал у всей этой истории вроде как счастливый, но ведь между первым и вторым действием проходит шестнадцать лет… Шестнадцать лет, которые уже не вернуть.

Принципиально не буду пересказывать сюжет. Возможно, для кого-то это будет поводом посмотреть спектакль или прочитать Шекспира. А ещё лучше сделать и то и другое. Наш разговор с Мариной Есениной состоялся накануне премьеры, после генеральной репетиции, и мы ещё не знали, как примет зритель новую версию шекспировской трагикомедии.

- Мы живём в эпоху постмодернизма, - печально улыбается режиссёр. – И, честно говоря, этот постоянный стёб над всеми и над всем мне основательно поднадоел. Шекспир – это глубокие чувства, большие страсти, возможность вывести на первый план актёра, дать ему шанс обратиться в зрительный зал с возвышенным монологом. Разве это не здорово?!

«Я умею рассмешить зрителя»

- Вы считаете, что сегодняшний актёр готов к такому прочтению Шекспира?

- Безусловно, это требует определённой школы. Но мы вместе прошли по этому непростому пути. Было очень интересно работать. И потом, в нашей труппе есть артисты, которым сам Бог велел играть в шекспировских пьесах. Светлана Гузикова, например. Она великолепно умеет работать со стихом, доносить смысл, не теряя в то же время ритма и размера поэтической строки.

«Зимняя сказка» - поздняя пьеса Шекспира. При желании в ней можно услышать мотивы «Ромео и Джульетты», «Отелло», «Макбета». Правда, здесь они переосмыслены совсем по-другому. Первая половина рязанского спектакля, следуя авторской воле, полна трагическими перипетиями и роковыми страстями. Зато второй акт – это уже Шекспир «Двенадцатой ночи», «Много шума из ничего» и «Виндзорских насмешниц».

- Я поставила довольно много комедийных спектаклей, - признаётся Марина Есенина. – И, уж поверьте, умею рассмешить зрительный зал. Но в этом спектакле мне хотелось попробовать свои силы в несколько ином ключе. Хотя комедия, и даже фарс, здесь вполне органичны. Сам Шекспир определил жанр – трагикомедия.

- И всё же, согласитесь, сегодняшний зритель привык к несколько другому театру. Возможно, ему будет сложно воспринимать язык Шекспира?

- Во-первых, откуда эта убеждённость, что зрителю всегда должно быть легко? Ведь настоящее удовольствие может доставлять не только бездумное веселье, но и сопереживание, работа мысли. А во-вторых, пьеса и, надеюсь, наш спектакль говорят о вечных человеческих чувствах: любви и ревности, ненависти и доброте. И пусть в сегодняшней жизни вряд ли кто-то говорит шекспировской строкой, но она, на мой взгляд, гораздо больше подходит для разговора на тему верности и предательства, чем унылый и плоский язык СМС и социальных сетей.

Школа мастера

Марина Есенина родилась в Рязани. Папа был офицером, семья попутешествовала достаточно. До семи лет жили на Дальнем Востоке, на советско-китайской и советско-корейской границах. Практически всё её детство прошло на погранзаставах. В 1977-м родители вернулись в Рязань. Училась в областном центре. Потом семья переехала в Мурмино. Заканчивала Марина местную сельскую школу. С детства мечтала стать археологом. Но на вступительных экзаменах нужно было сдавать иностранный язык, а в Мурмино с обучением иностранному было, мягко говоря, напряжённо. Поступила в Рязанский филиал Московского института культуры на режиссёрский. Как оказалось, в профессии режиссёра очень много общего с работой археолога. Те же кропотливые раскопки, когда слой за слоем снимаешь десятилетия, чтобы в конце концов открылась изначальная истина, заложенная автором.

После окончания МГУКИ работала в Рязанском городском дворце творчества детей и юношества руководителем театра-студии. В 1995 году на базе института культуры организовала фестиваль любительских театров «Пьяная вишня».

Потом был режиссёрский факультет ГИТИСа, мастерская Марка Захарова. Школа мастера давалась непросто. Есенина даже уходила из института… Но в итоге снова вернулась и закончила обучение с красным дипломом. Дипломный спектакль ставила в Рязанском театре драмы, куда и была принята на должность очередного режиссёра. Проработала шесть лет и ушла в свободное плавание. Ставила в Красноярске, Минусинске, Курске, Бугульме, всего около 40 спектаклей. Вернулась в Рязань. В Театр на Соборной.

Побольше солнечных дней!

- Марина, каково было учиться у самого Захарова?

- Трудно… я бы сказала, очень трудно. Помните знаменитые цветаевские строки: «Я учу: губам полезно раскалённое железо…»? Вот и Захаров вполне осознанно вёл нас к пониманию, что в профессии режиссёра чего-то добиться можно только ценой очень непростых духовных поисков и титанического труда. Кроме того, реальная театральная жизнь – далеко не санаторий. И без умения, несмотря ни на какие мнения и отношения, добиваться реализации собственного видения спектакля режиссёр не сможет. Так что захаровская школа выживания готовила нас к реальной жизни в театральном коллективе. И надо признать, готовила очень неплохо.
На мой взгляд, театр – это не профессия. Это способ постижения мира. И режиссура – лишь инструмент для этого процесса. Самым большим комплиментом в моей жизни стал тот, который услышала от маленького мальчика, сына подруги. После новогодней сказки «Три желания Морозко» он подошёл ко мне и сказал: «Тётя Марина, какая у вас замечательная работа – сказки придумывать!» Сегодня для нашего зрителя мы показываем ещё одну сказку. Во всяком случае, сам гениальный автор назвал её именно так. Правда, это особая сказка – зимняя. Как и в жизни каждого человека, в ней после холодов и метелей наступают солнечные дни. Очень хочется, чтобы их было побольше!

28 ноября 2014 г. «Вечерняя Рязань» Автор: Михаил Колкер