Что на холсте нам пишет Время

В репертуаре Театра на Соборной появилась одна из самых загадочных пьес У. Шекспира

Время:
–…И наши дни я тож покрою пылью,
И яркое сиянье этих дней

В преданьях назовётся старой сказкой...
            У. Шекспир «Зимняя сказка»


Трагикомедия «Зимняя сказка» – одно из поздних произведений великого английского драматурга. И трагедийное, и комедийное начала тут доведены до крайности: моральные и физические страдания героев сменяются весёлыми, буффонными сценами а-ля народный фарс.

Ревнивый монарх заподозрил свою супругу в измене – безо всяких на то оснований. Бросил её в тюрьму, решил погубить младенца – свою собственную дочь. От горя скончался сын монарха, медведь растерзал придворного, посланного бросить малютку в чужом краю, затонул корабль… Король прозрел, лишь увидев бездыханное тело супруги, которую оправдал Оракул, и долгие годы провёл в одиночестве. А его спасённая пастухом дочь выросла в чужой стране, в неё влюбился принц…

Поступки героев нелогичны – как это часто и бывает в жизни, имена собственные относятся к разным странам и эпохам, названия государств не имеют отношения к реальной географии. История могла произойти где угодно – или не произойти. Ведь даже истина стараниями людей со временем обрастает вымыслами: сочинения Гомера тоже воспринимаются как сказка…

В спектакле такая условность заявлена уже в сценографии: минимум предметов, занавеси и костюмы из небелёного холста. Иногда на одеждах появляется то липкий прозрачный полиэтилен как символ «оков разума» или притворства, то яркие цветные драпировки. А так – чистый холст, рисуй что хочешь, комедию или трагедию.

Как и в других работах «соборян» последнего времени – всё внимание на актёров, всё «в руках» актёров. Художественный руководитель театра Марина Есенина постоянно ставит перед своими артистами разные задачи, расширяя их профессиональный диапазон. «Зимняя сказка» – это, прежде всего, актёрский дуэт Сергея Невидина и Светланы Гузиковой. Острое, трагическое противостояние между жестоким и ревнивым монархом Леонтом и защищающей невинную королеву придворной дамой Паулиной, решительной и властной особой. Увлекательный психологический поединок неординарных личностей, в котором трудно предсказать победителя…

Актриса Марина Заланская играет сразу две роли: честной супруги монарха Гермионы (которую в спектакле вздёргивают на дыбу) и её дочери принцессы Утраты, выросшей в крестьянской семье. В первом случае на сцене сама невинность и королевское достоинство; во втором «весенняя», родниковая свежесть. Обо всех актёрских работах написать, увы, невозможно: на сцене много действующих лиц: короли и принцы, придворные и тюремщики, моряки и пастухи… Но нельзя не сказать об игре Дмитрия Мазепы в комической роли Автолика. Актёр замечательно работает в эстетике площадного театра, наделяя своего героя-жулика вертлявостью, самодовольством и эмоциональностью. Его Автолик, воришка, бродяга с большой дороги, постоянно надевает разные личины, дурачит всех – и делает это с огромным удовольствием…

…В начале четвёртого акта Шекспир предъявляет рассказчика «сказки», не имеющей привязки к географии и эпохе, – это Время. Оно не просто сообщает, что с момента трагических событий прошло шестнадцать лет, но произносит большой монолог. «Я ­– время. Я вселяю ужас. Я – // Добро и зло. Я – счастие и горе. // Я порождаю и караю грех». У Шекспира Время вроде бы бесстрастно: «…Я могу // Всё ниспровергнуть – все законы мира // В единый миг во тлен преобразить! //Нет перемен во мне: таким же было // Я на заре далёкой мирозданья…» Но в спектакле в исполнении Константина Зенкова это совсем не безразличный персонаж. Сидя на краю сцены в чёрных одеждах, Время с горечью обращается к зрительному залу, не желая принимать безразличие ни в себе, ни в нас.

Возможно, в таком исполнении монолога – ключ если не к пьесе, то к спектаклю. Во втором акте мы видим комические зарисовки из народной жизни, весёлый праздник стрижки овец, цветы и песни, историю тайной любви… Но потом на сцене вновь появляются погубивший семью король Леонт и непреклонная Паулина. Если в начале истории всё было ясно: вот Зло, вот Добро, то сейчас придворная дама мучает человека, пребывающего в горе и отчаянии. Её месть давно раскаявшемуся монарху затянулась на долгие годы. Как выяснится вскоре, из-за этого не один Леонт был лишён полноценной жизни, которую мы только что видели, – с праздниками и весельем, с весенними букетами цветов и поцелуями...

И хотя в финале оставшиеся в живых воссоединяются и прощают друг друга, ни у Шекспира, ни в спектакле нет бравурного хеппи-энда с плясками и свадьбами… Ведь, по словам Времени, «…свершился длинный круг времён, Прошли года, как мимолётный сон…»

4 февраля 2014 г. «Рязанские ведомости»  Автор: Елена Коренева

http://rv-ryazan.ru/news/36888.html