История

ЗДАНИЕ ТЕАТРА

14 декабря 1937 в Рязани открыт Театр юного зрителя или просто – Театр на Соборной (с 1991 по 5.06.2019 – Рязанский государственный областной театр для детей и молодёжи).

Воспитательные задачи репертуарной политики молодого театра были определены кратко и ёмко:

«В наших спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью».

Этому принципу театр остаётся верен по сей день.

 

Уже в 1939 году совсем юный ещё в то время Рязанский ТЮЗ был отмечен как один из лучших на Всесоюзном смотре детских театров.

В репертуарной афише того времени спектакли: «Снежная королева» Е. Шварца, «Женитьба» Н. В. Гоголя, «Недоросль» Д. Фонвизина, «Не было ни гроша, да вдруг алтын» А. Н. Островского, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, пьесы С. Михалкова, В. Катаева.

Сцена из спектакля «Недоросль», 1939

Сцена из спектакля «Первая вахта», 1939

В годы Великой Отечественной войны театр отказался от эвакуации. С 11 октября 1941  показывает спектакли в здании эвакуированного театра драмы, на ул. Соборной. Наряду с работой на стационаре, театр организует фронтовые бригады и даёт около 250 шефских спектаклей и концертов во фронтовых частях и в госпиталях. Работа Рязанского ТЮЗа в годы Великой Отечественной войны была оценена на высшем правительственном уровне.

Высшая правительственная телеграмма в адрес руководства театра за подписью И. Сталина.
24 марта 1944

Почётная грамота Комитета по Делам Искусств при Совете Народных Комиссаров Союза ССР и Центрального Комитета Профессионального Союза Работников Искусств СССР, 1944

Программка, на обратной стороне которой написано письмо из военного госпиталя

В послевоенные годы репертуар театра обогатился спектаклями по пьесам А. Гайдара, Е. Шварца, В. Каверина. В середине 50-х, как свежий весенний ветер в распахнутое окно, в отечественную драматургию ворвались пьесы Виктора Розова. Мы горды тем, что пьеса В. Розова «В добрый час!» впервые была поставлена на сцене нашего театра. Автор присутствовал на премьере спектакля и высоко оценил работу первого исполнителя главной роли, молодого тогда ещё артиста Ивана Екатериничева.

Сцена из спектакля «В добрый час!», 1955

Начало 60-х годов… Большое событие в жизни театра – новоселье. Третье января 1962 года Рязанский областной театр юного зрителя переезжает на Советскую площадь (ныне площадь Соборная) в одно из красивейших зданий нашего города, где ранее размещался театр драмы.

В марте 1964 театр впервые выезжает с творческим отчётом в Москву. На спектаклях в Кремлёвском театре присутствуют первые лица государства. Успех превосходит все ожидания. О Рязанском ТЮЗе заговорила центральная пресса. Газета «Советская культура» писала: «Спектакли играются увлечённо, в них чувствуется любовь актёров к своему делу, бережное отношение к искусству».

Труппа пополняется молодыми талантливыми артистами: Сергей Леонтьев, Владимир Диканский, Жанна Шабалина, Михаил Зуев, Евгений Низовой… Вместе с ними в театр приходит неутолённая жажда нового, рождается эксперимент, который по сей день сопутствует всей творческой деятельности театра.

В 1966 главным режиссёром Рязанского ТЮЗа становится народный артист России Б. Наравцевич. Спектакли «Последние» по пьесе М. Горького, «Эй ты, – здравствуй!» Г. Мамлина в постановке Бориса Абрамовича Наравцевича вошли в историю российского молодёжного театра. Молодой режиссёр Юрий Мочалов ставит спектакль «Питер Пэн». Это первая постановка пьесы Дж. М. Барри в нашей стране.

С 1973 по 1986 театром руководил заслуженный деятель искусств России Сергей Константинович Кузьмин. В репертуаре театра появляются поэтические спектакли: «Казанский университет» Е. Евтушенко, есенинская «Анна Снегина».

Сцена из спектакля «Казанский университет», 1980

Сцена из спектакля «Анна Снегина», 1980

В 1979 году театр во второй раз побывал в Москве с большим творческим отчётом. За месяц гастролей артисты Рязанского ТЮЗа показали на сцене театра им. Ленинского Комсомола 9 лучших спектаклей своего репертуара. Среди них «Поднятая целина», «Клоп», «Ревизор», «Золушка», «Собака Баскервилей». И снова гастроли Рязанского ТЮЗа в столице прошли с большим успехом.

Сцена из спектакля «Клоп», 1978

Как всегда для театра важнейшей остаётся тема подростка. В. Железников предоставляет нашему театру право первой постановки своей пьесы «Бойкот». Позже по этому сценарию был снят фильм «Чучело».

Сцены из спектакля «Бойкот», 1980

Середина восьмидесятых годов отмечена радикальными переменами в жизни страны. Большие перемены произошли и в нашем театре. В 1986 году театр возглавил молодой, полный энергии и новых идей режиссёр Василий Грищенко. Со спектакля «Легенда об Искремасе» начался новый этап в истории театра.

Сцена из спектакля «Легенда об Искремасе», 1987

В афише появляются имена наших современников: Злотников, Зорин, Коляда, Войнович, Драгунская, Белецкий. Меняется форма спектаклей, они обогащаются танцем, вокалом, пластикой. В штате театра появляются композитор и балетмейстер.

Труппа театра, 60-й сезон

Труппа театра, 60-й сезон

Труппа театра, 70-й сезон Труппа театра, 70-й сезон

Труппа театра, 70-й сезон

Активизируется гастрольная деятельность. В 1993 театр впервые выезжает за рубеж. Жители немецкого города Мюнстера с большим теплом приняли спектакли «Конёк-Горбунок», «Маугли», спектакль-концерт «Артисты Театра на Соборной танцуют и поют». А в следующем 1994 году наших артистов восторженно принимала уже французская публика. В этой стране театр побывал трижды. Со спектаклями нашего театра знакомится публика Ярославля, Орла, Старого Оскола, Тулы, Минска, Гомеля, Сочи.

На гастролях в Беларуси

Являясь участником различных театральных фестивалей, Театр на Соборной с 2000 по 2012 проводил Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности».

В июле 2012 художественным руководителем театра стала Марина Викторовна Есенина. Своё внимание она обращает на лучшие образцы классической литературы: в её постановке выходят «Женитьба Бальзаминова» и «Гроза» А. Н. Островского, «Ночь перед Рождеством» Н. В. Гоголя, «Княжна Мери» М. Ю. Лермонтова, «Зимняя сказка» У. Шекспира, «Анна Снегина» С. А. Есенина.

Своеобразным экспериментом для режиссёра становится работа над детскими спектаклями. И здесь Марина Есенина проявляет всё свое остроумие и любовь к театральному волшебству: известные с детства истории обретают новое звучание, наполняются современными образами. Первый же опыт – новогодняя сказка «Три желания Морозко» по И. Цунскому – был принят на ура! А следующую сказку – «Царевна-лягушка» М. Вольпина – с восторгом оценили не только дети, но и коллеги-профессионалы. На традиционном областном театральном смотре-конкурсе «Признание-2013» этот спектакль собрал практически все награды в разделе «для детей»: лучшими были признаны актёрские работы, и постановка одержала победу в номинации «Лучшая режиссура спектакля для детей». Ежегодно наградной отдел театра пополняется дипломами и призами областного фестиваля театров за творческие работы в спектаклях для детей и для взрослого зрителя.

В то же время театр продуктивно работает с приглашёнными режиссёрами, проводит творческие мастерские и активно осваивает малую сцену, представляя экспериментальные постановки по современным пьесам. Так в афише театра появляются имена молодых авторов И. Вырыпаева, А. Архипова, Я. Пулинович, А. Батуриной, А. Богачёвой литературное перо которых остро реагирует на самые злободневные проблемы нашего века.

Новые спектакли Театра на Соборной благосклонно принимаются публикой других городов на гастролях и фестивалях. В 2014 «Женитьба Бальзаминова» с успехом показывается на XIII Всероссийском театральном фестивале «Дни Островского в Костроме». Театр трижды принимает участие в Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays», где представляет свои работы по пьесам молодых драматургов: «Я не вернусь» Я. Пулинович (2014), «Своя земля» А. Архипова (2015), «Царевна Верба» А. Батуриной (2016). С победой в номинации «За сценографическое решение спектакля» вернулся с V Международного театрального фестиваля им. Ф. Абрамова «Родниковое слово» (2016) спектакль «Яр» по С. Есенину. На VI фестивале «Родниковое слово» (2018) театр показал спектакль «Княжна Мери» по М. Лермонтову. А спектаклю по книге Л. Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье» выпала честь открывать театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа удача» в Луганске (2017). На III Международном театральном фестивале под открытым небом «Толстой Weekend» (Тульская обл., Ясная Поляна, 2018) театр показал эскиз спектакля по пьесе Л. Н. Толстого «От ней все качества». В феврале 2019 театр принял участие в III Международном театральном фестивале «Пять вечеров на Кипре» с показом спектакля «Ночь перед Рождеством». Театр принял участие во Всероссийском театральном фестивале «Лермонтовская осень на Ставрополье» с показом спектакля «Княжна Мери» (2019). На фестивале «Школьная классика» в Москве были показаны спектакли «Гроза» (2019), «Ночь перед Рождеством» и «Ромео и Джульетта» (2022), «Ночь перед Рождеством», «Маленький принц», «Ромео и Джульетта» (2023), а в Санкт-Петербурге – «Золотой ключик» и «Маленький принц» (2023). Диплом «Лучший актёрский ансамбль» I Международного театрального фестиваля «ТеART-Кокше» привезли мы из Казахстана, где с успехом прогремела наша «Гроза» (2019).

На I Фестивале ТЮЗов России «Современная пьеса для детей и юношества» в Йошкар-Оле (2020) спектакль театра «Господа Головлёвы. Маменька» по пьесе Я. Пулинович получил награды сразу в четырёх номинациях, в том числе главную – «Лучший спектакль». Два диплома – «Королевский злодей», «Королевский сюрприз» – получил спектакль «Царевна-лягушка» на IV Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Сказочное королевство» (2020), который проходил в Севастополе в режиме онлайн, в связи с ограничениями по коронавирусу.

На V фестивале «Сказочное королевство» в Севастополе (2021) спектакль «Тринадцатая звезда» стал лучшим спектаклем фестиваля, по мнению профессионального и детского жюри, и получил дипломы в трёх номинациях: «Королевская сказка», «Королевский восторг», «Королевский дуэт». На VI фестивале «Сказочное королевство» (2022) нарад в номинациях «Лучшая королевская кукла» и «Приз зрительских симпатий» удостоились актёрские работы в спектакле «Золотой ключик». На V Международном театральном фестивале под открытым небом «Толстой» (Тульская обл., Ясная Поляна, 2021) театр представил эскиз спектакля по пьесе Я. Пулинович и С. Баженовой «Толстой о людях. Люди о Толстом». Спектакль театра «Море. Звёзды. Олеандр» принял участие во внеконкурсной программе «Детский weekend» XXVIII Российской Национальной театральной Премии и Фестиваля «Золотая Маска» (Москва, 2022). Театр участвовал в VIII Международном театральном фестивале «Смоленский ковчег» с показом спектакля «Белые кораблики» (2022). «На родине А. П. Чехова» в Таганроге побывал наш спектакль «Господа Головлёвы. Маменька» (2022).

Весной 2023 года наш спектакль «Море. Звёзды. Олеандр» принял участие в первом театральном фестивале для подростков «В смысле?!» в Санкт-Петербурге. А в июне в рамках II Международного театрального фестиваля «Байкальский талисман» в Иркутске был показан спектакль «Господа Головлёвы. Маменька.» Я. Пулинович.

Спектакль «Маленький принц» был отмечен двумя дипломами лауреата на VII Всероссийском фестивале театрального искусства для детей «Сказочное королевство» в Севастополе (2023).

Поддерживая творческие связи с коллегами по всей стране, театр охотно отзывается на предложения обменных гастролей. Подобные взаимные поездки практикуются практически ежегодно. Только за последнее время состоялись обменные гастроли с театрами из Казани (2014, 2020), Брянска (2015), Москвы (2016), Калуги (2017), Саранска (2018), Воронежа (2019), Йошкар-Олы (2020).

С успехом прошли гастроли театра в Республике Кипр (2017), Самаре (2018), Саранске (2018), Московской области (2019), Севастополе (2021, 2023), Казани (2022), Назрани (2023). 

«Есенинский гастрольный тур» состоялся во Владивостоке и Хабаровске (2021), Якутске, Улан-Удэ и Кызыле (2022). А в рамках программы «Большие гастроли» в 2023 году театр побывал с гастролями в Нарьян-Маре, а затем в Запорожской области, ДНР и ЛНР.

Уходя от прямой назидательности, сентенциозности, театр ищет ответы на вечные вопросы вместе со зрителями. Взрослея, они не прощаются со своим первым театром, а вновь и вновь приходят сюда уже со своими детьми и внуками. Эта преемственность поколений зрителей и является самой почётной и самой дорогой наградой для театра.

Труппа театра, 75-й сезон

Труппа театра, 75-й сезон

Коллектив театра, 2020 г.

Коллектив театра, 2020

Труппа театра, 85-й сезон