История

       ЗДАНИЕ ТЕАТРА

14 декабря 1937 г. в Рязани открыт Театр юного зрителя (с 1991 г. – Рязанский государственный областной театр для детей и молодёжи или просто – Театр на Соборной).

Воспитательные задачи репертуарной политики молодого театра были определены кратко и ёмко: «В наших спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью».  Этому принципу театр остаётся верен по сей день.   

             

 

Уже в 1939 году совсем юный ещё в то время Рязанский ТЮЗ был отмечен как один из лучших на Всесоюзном смотре детских театров.

В репертуарной афише того времени спектакли: «Снежная королева» Е.Шварца, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Недоросль» Д.Фонвизина, «Не  было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, пьесы С.Михалкова, В.Катаева.

Сцена из спектакля "Недоросль", 1939 г.

Сцена из спектакля "Первая вахта", 1939 г.

В годы Великой Отечественной войны театр отказался от эвакуации. Артисты Рязанского ТЮЗа выезжали на фронт, где показали 43 спектакля и 74 концерта.  

Программка, на обратной стороне которой написано письмо из военного госпиталя

   

В послевоенные годы репертуар театра обогатился спектаклями по пьесам А.Гайдара, Е.Шварца, В.Каверина. В середине 50-х, как свежий весенний ветер в распахнутое окно, в отечественную драматургию ворвались пьесы Виктора Розова. Мы горды тем, что пьеса В.Розова «В добрый час!» впервые была поставлена на сцене нашего театра. Автор присутствовал на премьере спектакля и высоко оценил работу первого исполнителя главной роли, молодого тогда ещё артиста Ивана Екатериничева.

Сцена из спектакля "В добрый час!", 1955 г.

Начало 60-х годов… Большое событие в жизни театра – новоселье.     3 января 1962 года Рязанский областной театр юного зрителя переезжает на Советскую площадь (ныне площадь Соборная) в одно из красивейших зданий нашего города, где ранее размещался театр драмы.

В марте 1964 г. театр  впервые выезжает с творческим отчётом в Москву. На спектаклях в Кремлёвском театре присутствуют первые лица государства. Успех превосходит все ожидания. О Рязанском ТЮЗе заговорила центральная пресса. Газета «Советская культура» писала: «Спектакли играются увлечённо, в них чувствуется любовь актёров к своему делу, бережное отношение к искусству».

 

Труппа пополняется молодыми талантливыми артистами: Сергей Леонтьев, Владимир Диканский, Жанна Шабалина, Михаил Зуев, Евгений Низовой… Вместе с ними  в театр приходит неутолённая жажда нового, рождается эксперимент, который по сей день сопутствует всей творческой деятельности театра.

В 1966 г. главным режиссёром Рязанского ТЮЗа становится народный артист России Б.Наравцевич. Спектакли   «Последние» по пьесе  М. Горького, «Эй, ты, здравствуй!» Г.Мамлина в постановке Бориса Абрамовича Наравцевича вошли в историю российского молодёжного театра.  Молодой режиссёр Юрий Мочалов ставит спектакль «Питер Пэн». Это первая постановка пьесы Дж.М.Барри в нашей стране.

С 1973 по 1986 г. театром руководил  заслуженный деятель искусств России Сергей Константинович Кузьмин. В репертуаре театра появляются поэтические спектакли: «Казанский университет» Е.Евтушенко, есенинская «Анна Снегина».

Сцена из спектакля "Казанский университет", 1980 г.

Сцена из спектакля "Анна Снегина", 1980 г.

В 1979 году театр во второй раз побывал в Москве с большим творческим отчётом. За месяц гастролей артисты Рязанского ТЮЗа показали на сцене театра им. Ленинского Комсомола 9 лучших спектаклей своего репертуара. Среди них «Поднятая целина», «Клоп», «Ревизор», «Золушка», «Собака Баскервилей». И снова гастроли Рязанского ТЮЗа в столице прошли с большим успехом.

Сцена из спектакля "Клоп", 1978 г.

Сцена из спектакля "Ревизор", 1976 г.

Как всегда для театра важнейшей остаётся тема подростка. В.Железников  предоставляет нашему театру право первой постановки своей пьесы «Бойкот». Позже по этому сценарию был снят фильм «Чучело».

 

Сцены из спектакля "Бойкот", 1980 г.

Середина восьмидесятых годов отмечена радикальными переменами в жизни страны. Большие перемены произошли и в нашем театре. В 1986 году театр возглавил молодой, полный энергии и новых идей режиссёр Василий Грищенко. Со спектакля «Легенда об Искремасе» начался новый этап в истории театра. 

Сцена из спектакля "Легенда об Искремасе", 1987 г.

В афише появляются имена наших современников: Злотников, Зорин, Коляда, Войнович, Драгунская, Белецкий. Меняется форма спектаклей, они обогащаются танцем, вокалом, пластикой. В штате театра появляются композитор и балетмейстер.

Труппа театра, 60-й сезон 

Труппа театра, 60-й сезон

Труппа театра, 70-й сезон Труппа театра, 70-й сезон

 Труппа театра, 70-й сезон

Активизируется гастрольная деятельность. В 1993 г. театр впервые выезжает за рубеж. Жители немецкого города Мюнстера с большим теплом приняли спектакли «Конёк-Горбунок», «Маугли», спектакль-концерт «Артисты Театра на Соборной танцуют и поют». А в следующем 1994 году наших артистов восторженно принимала уже французская публика. В этой стране театр побывал трижды. Со спектаклями нашего театра знакомится публика Ярославля, Орла, Старого Оскола, Тулы, Минска, Гомеля, Сочи.

На гастролях в Беларуси

  

Являясь участником различных театральных фестивалей, Театр на Соборной  с 2000 г. по 2012 г. проводил Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности».

 

В июле 2012 г. художественным руководителем театра стала Марина Викторовна Есенина.

Уходя от прямой назидательности, сентенциозности, театр ищет ответы на вечные вопросы вместе со зрителями. Взрослея, они не прощаются со своим первым театром, а вновь и вновь приходят сюда уже со своими детьми и внуками. Эта преемственность поколений зрителей и является самой почётной и самой дорогой наградой для театра.

Труппа театра, 75-й сезон