История

       ЗДАНИЕ ТЕАТРА

14 декабря 1937 г. в Рязани открыт Театр юного зрителя (с 1991 г. – Рязанский государственный областной театр для детей и молодёжи или просто – Театр на Соборной).

Воспитательные задачи репертуарной политики молодого театра были определены кратко и ёмко: «В наших спектаклях силы любви и дружбы всегда должны одерживать победу над коварством и жестокостью».  Этому принципу театр остаётся верен по сей день.   

             

 

Уже в 1939 году совсем юный ещё в то время Рязанский ТЮЗ был отмечен как один из лучших на Всесоюзном смотре детских театров.

В репертуарной афише того времени спектакли: «Снежная королева» Е.Шварца, «Женитьба» Н.В.Гоголя, «Недоросль» Д.Фонвизина, «Не  было ни гроша, да вдруг алтын» А.Н.Островского, «Ромео и Джульетта» У.Шекспира, пьесы С.Михалкова, В.Катаева.

Сцена из спектакля "Недоросль", 1939 г.

Сцена из спектакля "Первая вахта", 1939 г.

В годы Великой Отечественной войны театр отказался от эвакуации. Артисты Рязанского ТЮЗа выезжали на фронт, где показали 43 спектакля и 74 концерта.  

Программка, на обратной стороне которой написано письмо из военного госпиталя

   

В послевоенные годы репертуар театра обогатился спектаклями по пьесам А.Гайдара, Е.Шварца, В.Каверина. В середине 50-х, как свежий весенний ветер в распахнутое окно, в отечественную драматургию ворвались пьесы Виктора Розова. Мы горды тем, что пьеса В.Розова «В добрый час!» впервые была поставлена на сцене нашего театра. Автор присутствовал на премьере спектакля и высоко оценил работу первого исполнителя главной роли, молодого тогда ещё артиста Ивана Екатериничева.

Сцена из спектакля "В добрый час!", 1955 г.

Начало 60-х годов… Большое событие в жизни театра – новоселье.     3 января 1962 года Рязанский областной театр юного зрителя переезжает на Советскую площадь (ныне площадь Соборная) в одно из красивейших зданий нашего города, где ранее размещался театр драмы.

В марте 1964 г. театр  впервые выезжает с творческим отчётом в Москву. На спектаклях в Кремлёвском театре присутствуют первые лица государства. Успех превосходит все ожидания. О Рязанском ТЮЗе заговорила центральная пресса. Газета «Советская культура» писала: «Спектакли играются увлечённо, в них чувствуется любовь актёров к своему делу, бережное отношение к искусству».

 

Труппа пополняется молодыми талантливыми артистами: Сергей Леонтьев, Владимир Диканский, Жанна Шабалина, Михаил Зуев, Евгений Низовой… Вместе с ними  в театр приходит неутолённая жажда нового, рождается эксперимент, который по сей день сопутствует всей творческой деятельности театра.

В 1966 г. главным режиссёром Рязанского ТЮЗа становится народный артист России Б.Наравцевич. Спектакли   «Последние» по пьесе  М. Горького, «Эй, ты, здравствуй!» Г.Мамлина в постановке Бориса Абрамовича Наравцевича вошли в историю российского молодёжного театра.  Молодой режиссёр Юрий Мочалов ставит спектакль «Питер Пэн». Это первая постановка пьесы Дж.М.Барри в нашей стране.

С 1973 по 1986 г. театром руководил  заслуженный деятель искусств России Сергей Константинович Кузьмин. В репертуаре театра появляются поэтические спектакли: «Казанский университет» Е.Евтушенко, есенинская «Анна Снегина».

Сцена из спектакля "Казанский университет", 1980 г.

Сцена из спектакля "Анна Снегина", 1980 г.

В 1979 году театр во второй раз побывал в Москве с большим творческим отчётом. За месяц гастролей артисты Рязанского ТЮЗа показали на сцене театра им. Ленинского Комсомола 9 лучших спектаклей своего репертуара. Среди них «Поднятая целина», «Клоп», «Ревизор», «Золушка», «Собака Баскервилей». И снова гастроли Рязанского ТЮЗа в столице прошли с большим успехом.

Сцена из спектакля "Клоп", 1978 г.

Сцена из спектакля "Ревизор", 1976 г.

Как всегда для театра важнейшей остаётся тема подростка. В.Железников  предоставляет нашему театру право первой постановки своей пьесы «Бойкот». Позже по этому сценарию был снят фильм «Чучело».

 

Сцены из спектакля "Бойкот", 1980 г.

Середина восьмидесятых годов отмечена радикальными переменами в жизни страны. Большие перемены произошли и в нашем театре. В 1986 году театр возглавил молодой, полный энергии и новых идей режиссёр Василий Грищенко. Со спектакля «Легенда об Искремасе» начался новый этап в истории театра. 

Сцена из спектакля "Легенда об Искремасе", 1987 г.

В афише появляются имена наших современников: Злотников, Зорин, Коляда, Войнович, Драгунская, Белецкий. Меняется форма спектаклей, они обогащаются танцем, вокалом, пластикой. В штате театра появляются композитор и балетмейстер.

Труппа театра, 60-й сезон 

Труппа театра, 60-й сезон

Труппа театра, 70-й сезон Труппа театра, 70-й сезон

 Труппа театра, 70-й сезон

Активизируется гастрольная деятельность. В 1993 г. театр впервые выезжает за рубеж. Жители немецкого города Мюнстера с большим теплом приняли спектакли «Конёк-Горбунок», «Маугли», спектакль-концерт «Артисты Театра на Соборной танцуют и поют». А в следующем 1994 году наших артистов восторженно принимала уже французская публика. В этой стране театр побывал трижды. Со спектаклями нашего театра знакомится публика Ярославля, Орла, Старого Оскола, Тулы, Минска, Гомеля, Сочи.

На гастролях в Беларуси

  

Являясь участником различных театральных фестивалей, Театр на Соборной  с 2000 г. по 2012 г. проводил Всероссийский фестиваль спектаклей для подростков «На пороге юности».

 

В июле 2012 г. художественным руководителем театра стала Марина Викторовна Есенина. Своё внимание она обращает на лучшие образцы классической литературы: в её постановке выходят «Женитьба Бальзаминова» и «Гроза» А.Н. Островского, «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя, «Княжна Мери» М.Ю.Лермонтова, «Зимняя сказка» У.Шекспира.

Своеобразным экспериментом для режиссёра становится работа над детскими спектаклями. И здесь Марина Есенина проявляет всё свое остроумие и любовь к театральному волшебству: известные с детства истории обретают новое звучание, наполняются современными образами. Первый же опыт – новогодняя сказка «Три желания Морозко» по И.Цунскому – был принят на ура! А следующую сказку – «Царевна-лягушка» М.Вольпина – с восторгом оценили не только дети, но и коллеги-профессионалы. На традиционном областном театральном смотре-конкурсе «Признание-2013» этот спектакль собрал практически все награды в разделе «для детей». Лучшими были признаны актёрские работы, и, как результат, постановка одержала победу в номинации «Лучшая режиссура спектакля для детей». На следующий год триумф «Царевны-лягушки» повторила ещё одна работа М. Есениной «Тринадцатая звезда»: наградной отдел театра также пополнился призом за лучшую режиссуру детского спектакля.

В то же время театр продуктивно работает с приглашёнными режиссёрами, проводит творческие мастерские и активно осваивает малую сцену, представляя экспериментальные постановки по современным пьесам. Так в афише театра появляются имена молодых авторов И. Вырыпаева, Я. Пулинович, литературное перо которых остро реагирует на самые злободневные проблемы нашего века.

Новые спектакли Театра на Соборной благосклонно принимаются публикой других городов на гастролях и фестивалях. В 2014 г. «Женитьба Бальзаминова» с успехом показывается на XIII Всероссийском театральном фестивале «Дни Островского в Костроме». Театр трижды принимает участие в Международном театральном фестивале современной драматургии «Коляда-Plays», где представляет свои работы по пьесам молодых драматургов: «Я не вернусь» Я. Пулинович (2014), «Своя земля» А. Архипова (2015), «Царевна Верба» А. Батуриной (2016). С победой в номинации «За сценографическое решение спектакля» вернулся с V Международного театрального фестиваля им. Ф. Абрамова «Родниковое слово» (2016) спектакль «Яр» по С. Есенину. В мае 2017 г. в южный вояж отправляется «Царевна-лягушка». На этот раз любимым персонажам рукоплещут маленькие зрители на острове Кипр. А спектаклю по книге Л. Улицкой «Детство 45-53: а завтра будет счастье» выпала честь открывать театральный фестиваль имени Павла Луспекаева «Госпожа удача» в Луганске (2017). Поддерживая творческие связи с коллегами по всей стране, театр охотно отзывается на предложения обменных гастролей. Подобные взаимные поездки практикуются практически ежегодно. Только за последнее время с успехом прошли обменные гастроли с театрами юных зрителей из Казани (2014), Брянска (2015), Москвы (2016), Калуги (2017).

Уходя от прямой назидательности, сентенциозности, театр ищет ответы на вечные вопросы вместе со зрителями. Взрослея, они не прощаются со своим первым театром, а вновь и вновь приходят сюда уже со своими детьми и внуками. Эта преемственность поколений зрителей и является самой почётной и самой дорогой наградой для театра.

Труппа театра, 75-й сезон