Депутат, секретарша и тело

В Театре для детей и молодёжи на Соборной состоялась премьера спектакля «№13» по пьесе Рэя Куни «Out of Order».

Спектакль исключительно для взрослых, о чём и предупреждает возрастное ограничение на афише 18+. В репертуаре Рязанского ТЮЗа это единственная постановка не для детей, а для родителей. В конце концов, и они имеют право отдохнуть душой в стенах любимого с детства театра.

СЕЗОН КУНИ В РЯЗАНИ

Рэй Куни – автор известный, титулованный, признанный во всём мире как непревзойдённый мастер комедии. Поставить его пьесу – значит обречь театр на аншлаг, а зрителя на прекрасное настроение. Совсем недавно рязанцы покатывались со смеху над премьерой «Клинического случая» в Театре драмы, и теперь и в ТЮЗе невероятно весёлая история того же автора.

«Клинический случай» был написан Куни в 1987 году, а «№13» - в 1991-м. В обеих пьесах действие закручивается через окно – оно важнейшая составляющая сюжетов. Видимо, драматург не доиграл возможностями, которые дарит оно в первой пьесе, и выжал из окна всё в «№ 13». Так что рязанцы могут наслаждаться образцовой комедией положений в полной мере.

И хотя некоторые искушённые зрители говорят, что пьеса не блещет оригинальностью: опять политик, секретарша, гостиница… Но именно эта работа Рэя Куни была удостоена престижной премии Лоуренса Оливье в 1999 году и признана лучшей комедией в Европе в 2000-м. А положения, в которые автор загоняет своих героев, дают режиссёру-постановщику простор для фантазии, предоставляя возможность поиграть ситуацией, посмаковать отдельные моменты и продемонстрировать комические возможности актёров. Что мастерски сделала в новом спектакле Марина Есенина.

Она убрала излишнюю политичность, прибавила динамичности и оставила фривольность, присущую Куни. В результате комедия получилась лёгкая, без истеричности, клоунады и надсадных криков. Да и правда, зачем? В материале и так заложено достаточно положений, вызывающих смех, а некая детективная интрига не даёт возможности зрителю ни на минуту отвлечься от действия.

КОМЕДИЯ ПОЛОЖЕНИЙ В СОВЕРШЕНСТВЕ

Итак, помощник премьер-министра Ричард Уилли (Владимир Баранов) предпочёл ночным дебатам в парламенте свидание с Джейн Уорзингтон (Марина Заланская), хорошенькой секретаршей своего политического оппонента. Дабы никто не помешал интиму, он снял пятизвёздочный номер в фешенебельном отеле «Вестминстер». И всё бы хорошо, но в самый пикантный момент они обнаруживают в окне безжизненное тело неизвестного.

Полицию вызывать нельзя. От трупа нужно срочно избавиться, чтобы избежать скандала. Вот тут-то всё и закрутилось…

Для начала в несчастливый 13-й номер был вызван личный секретарь депутата – робкий добропорядочный Джордж Пигден (Илья Комаров), который должен унести труп. Но не тут-то было, управляющий отеля (Владимир Коняхин) лично желает осмотреть номер, не прячется ли здесь грабитель.

Ах, как всё было хорошо придумано: тело в соседний номер, секретаршу через окно на дебаты. Только где её платье?! Нельзя же ей в неглиже по пожарной лестнице спускаться!

Тело болтается на крючке в шкафу, дамочка в белье прячется в спальне, а в номере неизбежно появляются всё новые персонажи. Ронни – взбешённый и жаждущий крови ревнивый муж секретарши (Сергей Невидин), любвеобильная жена депутата парламента Памела, готовая броситься в объятия молодого секретаря (Нина Бурдыгина), периодически выпадающая из окна горничная китаянка (Анна Комарова), вымогатель-официант (Дмитрий Мазепа), жеманная сестра-сиделка Глэдис (Инесса Чернявская). Каждое появление нового персонажа провоцирует очередную невероятную ситуацию, герои прикидываются жёнами, братьями, докторами, выходят в двери, входят в окно… А фрамуга, между тем, периодически опускается на шеи тем, кто незваным пытается проникнуть в люкс.

Депутат, желая спасти лицо, нанизывает одну ложь на другую, сваливая всё на незадачливого секретаря. Главное – не допустить, чтобы тайное стало явным. И этого, как оказалось, никому не хочется.

Как всегда у Куни, действие идёт по нарастающей, наматывая круги непредвиденных ситуаций и нелепых случайностей так, что даже труп оживает. Зал заходится гомерическим хохотом и периодически взрывается аплодисментами. Плотность комических положений на единицу сценического времени просто зашкаливает.

ТАНЕЦ С ТРУПОМ И НЕ ТОЛЬКО

Актёры играют изящно, без излишнего надрыва и откровенного желания смешить публику. Они словно купаются в юморе предложенных сцен. Каждый персонаж великолепен и убедителен. Но главное действующее лицо в ТЮЗовском варианте постановки – всё-таки труп.

Беспомощно висящий на крючке, исполняющий сальто или неподвижно валяющийся, свисая с дивана вниз головой (как ему это удаётся?!), - он постоянно приковывает к себе внимание зрителя. Константин Ретинский, великолепно воплощающий этот образ, поражает фантастической пластикой и достоверностью как в роли безжизненного тела, так и в роли частного детектива.

А танец, который исполняют с «безжизненным мужским телом средних лет» Илья Комаров и Владимир Баранов, достоин стать отдельным номером в репертуаре театра, как в своё время танец с тростями.

Предпремьерный и премьерный показ новой работы Театра на Соборной прошли на ура. Репертуар его обогатился великолепным комедийным спектаклем, который, безусловно, станет хитом и не один сезон будет любим и востребован зрителем.

14 марта 2017 г. «ТВ-Панорама» Автор: Елена Аленик