На щуку надейся...

Старую сказку с новым намёком приготовил к Новому году Театр на Соборной

Русская сказка, как заведено, не без намёка. Вот выпала мужичку удача – что ни пожелаешь – исполнится! Хочешь шубу, а хочешь терем! О таком мечтают в любой стране мира. Но, пожалуй, только в русских сказках мужичок ради этого не работать идёт, а бормочет волшебное заклинание!.. Вечно мудрой сказкой «По щучьему велению» порадует в этом году Театр на Соборной юных зрителей.

Честно признаться, смотреть спектакль шла с опасением. А вдруг как режиссёр решил осовременить щучью историю в угоду детям XXI века?.. И печь у Емели окажется микроволновая, а щука будет человечьим языком «ботать по фене»?..

Но раздвинулся занавес, зазвучали первые ноты и все сомнения рассеялись. Старая добрая сказка в лучших традициях, без модных экспериментов и переложений на новый лад. Волшебная история из тех, которые способны взрослых вернуть в мир детства, а детям его продлить.

Румяный Емеля (Илья Комаров) с простодушной улыбкой и долгими потягиваниями-позёвываниями, как и положено Емеле. Капризная Несмеяна (Инесса Чернявская), охающая нянюшка (Валентина Федотенко) и, конечно, царь (Владимир Ковалёв), коварный, но отходчивый. Музыка, от которой даже у взрослых зрителей ноги сами шли в пляс, а уж ребятишки – те просто подпрыгивали на сидениях.

Чудесное начало сохраняется во всём: вёдра ходят действительно сами, сама по себе катится печка, и сани в полном соответствии с сюжетом тоже едут сами. Дрова прыгают прямо в руки, слёзы Несмеяны текут ручьями. Театральные затейники сделали даже «лёд» на сцене, и Емеля, основательно подойдя к делу, разбивает себе полынью.

«По щучьему велению» театр решил доверить московской команде: режиссёр Вячеслав Сорокин, заслуженный художник РФ, лауреат премии Смоктуновского Елизавета Качелаева, композитор Юрий Прялкин. И первые же ассоциации от визуального и аудио ряда – спектакль, как русская матрёшка: нарядный, яркий, потешный. Одним словом – «пряничный». Белая печь в голубых узорах, усыпанные снегом ёлки, красные сани, расписные царские палаты. И, конечно же, костюмы – они задают главный тон в атмосфере спектакля. Костюмы, естественно, сказочные: здесь никто не собирается воссоздавать крестьянские или царские одеяния или, наоборот, выдумывать нечто инопланетное. Картинки из далёкого детства, сошедшие с мультипликационных экранов или страниц книжек, которые бабушки читают на ночь. Всё как положено: царь в короне, в шитом золотом кафтане, Емеля в зипунишке попроще, хотя и расхаживает в сапогах. Насторожил царский генерал (Роман Пастухов) с рыжими кудрями, но чёрными усами, да к тому же щеголявший в невиданном серебристом одеянии странного драконьего покроя. Что, впрочем, придавало ему особенно бравый вид…

Труднее всего пришлось, пожалуй, актёрам, которым выпали роли лесных зверей. Вот уж где выражение «побывать в шкуре» сработало на 100 %. Попробуй-ка поплясать на сцене под яркими лучами софитов в костюме медведя, настоящем, меховом!.. Актёры имитируют не только пластику и повадки зверушек, но создают оригинальные характеры. Неповоротливый добродушный медведь (Сергей Невидин), кокетливая Лисонька (Юлия Гайворонская), пугливый, вечно дрожащий заяц (Константин Зенков), выделывающий на сцене замысловатые прыжки и кульбиты. Артисты куролесят и хулиганят – и делают это от души!

Премьера спектакля намечена ближе к Новому году – на 21 декабря. Однако первым зрителям посчастливилось увидеть сказку уже 28 ноября. Гостями театра стали ребятишки из Центра помощи детям на Халтурина, из Рыбновского Дома детства. Благотворительный спектакль Театра на Соборной стал для них первым подарком в преддверии Нового года. Маленькие зрители оказались не только очевидцами рождения спектакля, но и его первыми критиками. А лучшая рецензия – аплодисменты, которые дети, не скупясь, дарили актёрам. Аплодисменты искренние, от всего сердца. А вовсе не по щучьему велению…

5 декабря 2005 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова