МАРИНА ЕСЕНИНА: "Учусь ставить сказки"

В уходящем году Театр для детей и юношества на Соборной обрёл нового художественного руководителя в лице известного в Рязани режиссёра Марины Есениной. Комедии для взрослых в её постановке пользуются большой популярностью у зрителя, а теперь вот и дети оценили талант режиссёра. Премьера «Царевны-лягушки» прошла с успехом.

- Марина Викторовна, в конце года подводят итоги. Как вы оцениваете 2012-й, что главного, на ваш взгляд, произошло в этом году?

- Оценивать что-либо пока рано, поскольку в должности художественного руководителя я нахожусь всего лишь четвёртый месяц. Главным в уходящем году был наш тройной юбилей: 150 лет зданию театра, 75 лет со дня образования ТЮЗа в Рязани и 50 лет с тех пор, как театр обосновался в этих стенах. Сцена нашего театра дышит историей. Когда готовились к празднованиям, долго думали, чьи имена выносить на доску на фасаде. И оказалось, что места на ней катастрофически не хватает. Остановились на самых известных. Фёдор Иванович Шаляпин – одно это имя освящает сцену нашего театра, Мария Ермолова… Здесь начинал величайший режиссёр Анатолий Эфрос, который позднее получил общесоюзное, а потом и общемировое признание. Именно поэтому я считаю, что наши юбилеи – это самое главное событие в уходящем году.

- Всего четыре месяца, а уже были премьеры…

- Да. Репетиции «Провинциального романса», премьеру которого мы представили этой осенью, начались ещё летом. На мой взгляд, спектакль получился удачный. Поставил его Евгений Зимин, он уже хорошо знаком рязанскому зрителю такими постановками, как «У ковчега в восемь» и «Бабушки-бабочки». А недавно мы выпустили сказку «Царевна-лягушка». Юные зрители приняли её хорошо, чему мы необычайно рады. После новогоднего марафона планируем приступить к репетициям пьесы Ольшанского «Тринадцатая звезда». Если «Провинциальный романс» адресован студенчеству и старшим школьникам, «Царевна-лягушка» - младшим, то этот спектакль для подростков. Таким образом, стараемся охватить всю нашу аудиторию. Это планы. Не глобальные, потому что театра находится в переходном периоде от прежнего руководителя к новому. Но постепенно, я думаю, всё у нас получится.

- Будет ли у вас больше вечерних спектаклей?

- Мы – детский театр. Соответственно и график у нас такой: в афише преобладают утренние спектакли и дневные, но есть и вечерние. Актёры работают очень плотно и с большим воодушевлением. Думаю, что уже в следующем сезоне наша афиша пополнится произведениями из классики, русской и зарубежной. Будем играть и Островского, и Шекспира, что всегда было в традиции этого театра. А эти спектакли, как правило, идут в вечернее время.

- Какие-либо спектакли уйдут из репертуара?

- Ну конечно, как это обычно бывает. Есть выдающиеся спектакли, а есть спектакли, которые отрабатывают своё и уходят. Уходят из репертуара и спектакли, в которые очень трудно осуществить ввод из-за ухода актёра.

- Из театра уходят актёры?

- Нет, слава богу, в этом сезоне никто от нас не ушёл. Наоборот, труппа пополнилась новыми артистами.

- Это ваш первый театральный дом с постоянной пропиской?

- Нет, я шесть лет была очередным режиссёром в Рязанском театре драмы, потом ещё шесть поработала в театрах других городов. Впервые служу в детском театре и, как каждый режиссёр, чему-то учусь. Сейчас учусь ставить сказки. В прошлом году были «Три желания Морозко», спектакль тоже вышел под Новый год, потом «Коза-дереза», теперь вот «Царевна-лягушка».

- Но вы ведь сегодня не только режиссёр, творчество приходится совмещать с административной деятельностью. Почувствовали тяжесть груза на плечах?

- Тяжесть не почувствовала, а вот ответственность – да. Ответственность за людей, с которыми работаю, за здание театра, которое нуждается в хорошем ремонте. Оно находится на пересечении двух дорог, по которым ездит и грузовой транспорт в том числе. На фасаде в некоторых местах видны трещины от постоянной вибрации. А ведь это здание – памятник архитектуры, культуры и искусства регионального значения. Я вижу проблемы, которые существуют. Но у меня есть внутренний оптимизм, потому что ощущаю большую поддержку коллектива. Не сразу, постепенно, потихоньку, полегоньку всё у нас получится. И мы создадим такой театр, в который будут стремиться не только зрители, но и актёры.

- По поводу здания. Что планируете делать в ближайшее время?

- Ну, поскольку мы – памятник, то и все ремонты у нас значительно дороже, чем в других театрах. В настоящее время идут переговоры о том, как всё это будет происходить. На сегодняшний день могу лишь сказать, что в ближайшие год-два начнётся реконструкция, будет сноситься пристройка 50-х годов прошлого века и строиться новая. Это не историческая часть, там находятся различные цеха. На время реконструкции постараемся сохранить наши спектакли на главной сцене. Будем исходить из соображений техники безопасности. Если не получится, будем искать выездные площадки. Такой опыт уже был в истории театра.

- Марина Викторовна, приближается Новый год. Как вы относитесь к этому празднику?

- Новый год – самый любимый праздник детства, его отличает особое качество – волшебство. А творческие люди берегут в себе детей. Работая в детском театре, это особенно хорошо понимаешь. Ведь чтобы ставить для детей, чтобы им было интересно, надо отыскать ребёнка в себе, проверить: нравится ли ему то, что ты делаешь. Новый год – это хороший повод погрузиться в чудеса.

- Как вы отмечаете этот праздник? Какая встреча Нового года запомнилась больше остальных?

- Таковых было много, поскольку всегда стремишься встретить Новый год как-то необычно. На сегодняшний день самой необычной была встреча Нового года в одной из тёплых стран, когда хотелось снега, а его не было.

- Но ёлка-то была? Специально для российских туристов?

- Ёлка была, не одна и даже не две, а больше. Но знаете, работая в театре, так устаёшь от всякой анимации, что хочется уединиться и тихо праздновать. Я люблю встречать Новый год в интересном месте и с интересными людьми.

- В этом году так же будете?

- Нет, в этом году не получится, поскольку буду встречать его в ином качестве. У всех каникулы, а у нас самая работа…

- У вас ёлки.

- Да, у нас ёлки!

- Что бы вы хотели получить в подарок на Новый год?

- Честно? Три дня, чтобы выспаться, потому что вот уже месяц работаю без выходных.

- Что вы пожелаете нашим читателям в Новый год?

- Желаю всем счастья, крепкого здоровья, благополучия и – приходите почаще в наш театр! С наступающим Новым годом и Рождеством!

26 декабря 2012 г. «Панорама города»  Автор: Наталия Терлеева