Стихийный театр

Деньги президента в Рязани потратили на драматургов и подростков

«Какими должны быть пьесы для подростков?» – этим вопросом снова задались в Рязанском театре для детей и молодёжи. Возраст зрителей ТЮЗов традиционно считают с 11 до 16 лет, и, казалось бы, литературы здесь предостаточно. Но вот беда, среди драматургов нет Питеров Пенов. К тому времени, когда они отточат свое профессиональное перо, от вечно юной Нетландии их отделяет добрый десяток лет. Объединить драматургов и подростков во времени и пространстве решил Театр на Соборной. В рамках гранта президента РФ здесь действовала 10-дневная творческая лаборатория «Молодые драматурги – юным зрителям», завершившая работу 7 апреля.

Формат лаборатории позволил провести уникальный эксперимент, практически невозможный в обычном театральном процессе. По меткому выражению худрука Театра на Соборной Марины Есениной, встретились «четыре стихии»: зрители, драматурги, режиссёры и актёры. Причём встретились не просто для сухого статистического изучения зрительского интереса, а для совместной работы.

Стартовала лаборатория на выезде, на турбазе «Мещёра», где рязанские школьники общались с приглашёнными авторами и режиссёрами, обсуждали и редактировали материал и сами пробовали участвовать в эскизных постановках. Продолжилась работа на базе Театра на Соборной, где финальной точкой стали показы и читки пьес, занявшие два последних дня.

Четыре произведения, выбранные для дискуссии, охватили все востребованные подростками жанры: фэнтази, мелодрама, трагедия, детектив. Но, как отметили театральные критики Алексей Гончаренко (Москва) и Яна Постовалова (Санкт-Петербург), при всех различиях в каждой работе чувствовался необыкновенный человеческий посыл, который живо принимался зрителями.

И первый показ подтвердил это в полной мере: смех в зале буквально не умолкал! Такого количества трюков, находок и гэгов, которыми наполнил пьесу «Царевна Верба» режиссёр Антон Оконешников (Санкт-Петербург), хватило бы на несколько спектаклей. И это работало на главную идею: в волшебной сказке Анны Батуриной все мечтают о чуде, и не в последнюю очередь сама драматург.

Во время лаборатории Анна не расставалась со своей маленькой дочкой. И, наверное, она с удовольствием через несколько лет расскажет ей о Царевне Вербе, о коварной Тёте Рупе, замыслившей обменять Царевну на торгово-развлекательный Дворец Чудес, и жестоком Господине Терруме, решившем вырвать юное сердце и обрести молодость и красоту. Но даже такие страсти не испугают кроху-слушательницу: в этой сказке, где сталкивают мир волшебства и мир потребления, конечно же, побеждает любовь (правда, не без помощи волшебного кекса).

Действие пьесы «Танцы плюс» Олжаса Жанайдарова происходит в танцклассе. Режиссёр Светлана Медведева (Москва) усаживает с чашкой чая смотрительницу зала, читающую ремарки, вытаскивает на сцену три мата, на которых рассаживаются герои,  – и в замкнутом пространстве возникают четыре планеты, каждая со своей драмой. Танцзал, группа ребят, тренер, танцы … плюс все проблемы подросткового мира! Пока идёт занятие, драматург успевает сказать обо всём: давление родителей и мучительные комплексы («Я не толстая, у меня просто кость широкая!» – не устаёт повторять одна из героинь знакомую всем фразу), поиск человеческого тепла и уход в социальные сети, подростковая жестокость и равнодушие… Любопытно, что в читке наравне с артистами участвовала и рязанская школьница. Её погружение в материал и живая реакция зала подтвердили, что как бы типичны ни были эти проблемы, они всегда останутся узнаваемы.

Следующая работа «Птица в кармане» оказалась настоящим испытанием и для актёров, и для зрителей. Пьеса-монолог, идущая от лица молоденькой девушки, стала собранием человеческих трагедий. История женщина-ветеринара, попавшей в Таджикистан во время войны и погибшей там вместе со своими питомцами. Судьба красавца Федьки, вернувшегося с Афгана безногим калекой. Трагедия юродивой тётки Мухи, беззаветно его любившей... Надрыв, с которым существовали артисты, стократ увеличивал градус напряжения в зале. Этот показ стал тем редким случаем, когда так трудно абстрагироваться от происходящего на сцене и относиться к происходящему как к спектаклю. Ведь создатели «Птицы в кармане», сами пережившие войну: драматург Жанар Кусаинова и режиссёр из Грозного Рустам Шахгиреев – говорили не языком театра, а собственной болью и воспоминаниями.

Завершала лабораторию «Своя земля» Александра Архипова, ставшая убедительным доказательством, что пьеса для подростков – это вовсе не обязательно пьеса про подростков. Текст Архипова – это захватывающая история, где есть крепкая детективная линия, проблемы семейных, любовных и проч. отношений, море самоиронии драматурга и даже фантастическая перекличка миров. Даже в формате читки режиссёр Султан Темишев (Грозный) сумел сохранить интригу, а азартная работа рязанских актёров заставляла увлечённо следить за развитием сюжета до финальной сцены.

Подводя итог 10-дневной работы, Марина Есенина подчеркнула, что у лаборатории была одна цель – создать атмосферу и творческие условия для общения и совместной работы. Драматурги получили драгоценный опыт общения с детьми – тем зрителем, для которого они собственно и пишут. Остаётся надеяться, что результаты не заставят себя долго ждать, и новые пьесы для подростков появятся в портфелях авторов, а новые спектакли – на рязанской сцене.

 Олжас Жанайдаров (Москва), драматург:

– Работая над пьесой, я стараюсь погрузиться в мир подростка, посмотреть на мир их взглядом. Драматург – это актёр на бумаге. Он проживает жизнь каждого из своих героев. И поэтому так бесценен опыт, полученный на этой лаборатории. Мы были на выезде вместе с ребятами, жили бок о бок, работали вместе целыми днями. Мы читали пьесу, активно её обсуждали, вместе что-то придумывали и ставили… Драматург очень редко имеет возможность так тесно работать с режиссёром, актёрами и зрителями, а потому это было незабываемо. Главная идея, которую я вынес из этого общения, – подростки гораздо разумнее, чем мы подчас о них думаем. Они глубоко рассуждают на серьёзные темы: о жизни и смерти, об отношениях между детьми и взрослыми – и делают это несравнимо мудрее нас.

10 апреля 2014 г. Автор: Вера Новикова