С любовью к театру

22 февраля заслуженная артистка России Светлана Гузикова отмечает юбилей. Более полусотни разноплановых образов созданы ею на сцене государственного областного театра для детей и молодёжи на Соборной, в котором она служит всю свою жизнь.

Всегда подтянутая, с гордой осанкой, великолепным царственным жестом и глубоким чарующим голосом, она притягивает к себе внимание: зрителей – на сцене, окружающих – в жизни.

Ей чужды мелочность и корысть, она интеллигентна, спокойна, честна, имеет собственное мнение и умеет высказать его. В быту и в профессии она серьёзна и обязательна. Дружит и любит – навсегда. Уходит – тоже. Так о ней говорят те, кто, знают её много лет. Знают, уважают и ценят.

Целеустремление

Светлана родилась в Подмосковном Николо-Урюпине, недалеко от знаменитого музея-усадьбы Архангельское. Здесь познакомились её будущие родители.

– Мой папа – белорус. В 14 лет он ушёл в партизаны. Потом, когда партизанские отряды соединились с частями Красной Армии, воевал уже в регулярной армии. Был ранен под Кёнигсбергом, и его направили долечиваться в Подмосковье, где располагалась военная академия им. Куйбышева, госпиталь и летние лагеря.

Галина и Николай поженились. Отец остался служить в воинской части, и молодая семья начала колесить по гарнизонам: жили в Бресте, в Баку, в Одессе, в Рязанской области, в Сумгаите… Во время службы под Киевом отец решил, что пора осесть – детям, а их было уже трое, нужно учиться. Николай ушёл из армии, окончил горный техникум, затем горный институт, и семья уехала в Донбасс. Поселились в Коммунарске, в Луганской области. Отец работал на шахте. Мама занималась детьми. Здесь Светлана пошла в первый класс и окончила школу. Здесь прошли и детство и юность.

Болевая точка

Именно поэтому всё, что происходит сейчас в Донбассе, для неё особенно болезненно. Нет, смею надеяться, в нашей стране равнодушных к трагедии, которая творится там, на территории ДНР. Но для Светланы Гузиковой, считающей этот уголок СССР своей второй родиной, оставившей там друзей и родных, всё это безмерно тяжело.

– Это что-то страшное! Настолько больно, как будто по мне бомбят… Я каждый день смотрю новости, переживаю, удивляюсь неимоверному цинизму этих властей! Я поверить до сих пор не могу в эту фантасмагорию, как они вообще решились свой народ бомбить! И возникает мысль: была бы мужчиной молодым, точно туда бы побежала. Потому что там, что ни город, то родное: Дебальцево, Коммунарск, Краматорск. Всё объезжено, мы там жили, ездили на экскурсии. Я знаю всё там.

Та победная – Великая Отечественная война, которая познакомила её родителей – объединила всех людей.

Эта – национал-украинская – разъединила. Причём поставила по разные стороны справедливости не только русских и украинцев, она – разобщила семьи.

В Днепропетровске живут сестра (учитель русского языка и литературы) и брат Светланы Гузиковой, для которых она вдруг стала - врагом, агрессором! Они убеждены, что это наши русские танки ездят по Украине и стреляют, что русские самолёты барражируют над Украиной и бомбят её. Что это мы – фашисты-сепаратисты убиваем мирных жителей. После таких слов Светлана Гузикова перестала общаться с родными. Никакие разумные доводы на людей, зомбированных украинскими СМИ, не действуют.

– Для меня это ужасно. Наши родители похоронены в Днепропетровской области. Хорошо, что они не видит всего этого, папа не смог бы вынести того, что запретили 9-е мая. Он в этот день надевал все свои награды и относился к этому празднику свято. Как и все русские люди.

Её мама хотела, чтобы дочь стала педагогом. А Светлана с детства имела затаённую мечту о сцене. Впрочем, перечить не стала и поехала поступать в Луганский педагогический институт. Правда, экзамены даже не сдавала, а просто вернулась домой, сказав, что заболела. После этого Светлана проработала год вожатой в своей родной школе, одновременно занимаясь в драматическом кружке.

Тогда-то она утвердилась в своём желании стать актрисой. «У меня была очень хороший педагог – бывшая актриса Одесского театра, Анна Васильевна, она посоветовала мне поступать в театральное училище. Я трусиха, поэтому в Москву не поехала, хотя была ещё жива бабушка, и стоял наш дом всего в 25 км от Москвы, а отправилась в Саратов. Я даже не выбирала особо, это, скорее, был «метод тыка», выбрала просто потому, что было легче добраться.

Постижение

И вот эта «трусиха» поехала за 700 км одна в незнакомый город, чтобы осуществить свою мечту. Конкурс был порядка 30 человек на место, но Светлана поступила сразу, несмотря на украинский акцент. «Нас курировал Михаил Штейнберг, великолепный педагог и человек. Он столько скороговорок и заданий мне дал, что через полгода выбил из меня весь этот акцент», – вспоминает Светлана Гузикова, словно это не её заслуга, не результат её упорства и труда.

Её творческий путь нельзя назвать очень лёгким. В 1972 г., окончив училище, по настоятельным просьбам Бориса Преображенского, режиссёра ТЮЗА, приехала в Рязань. Хотя работать для юного зрителя не планировала, ведь её специальность – это драма. Да и театр наш «небольшой, приземистый какой-то» ей поначалу не понравился. «Но покорил зал – увидев его, я просто обомлела – это же игрушка!».

Но скоро сменился режиссёр. Театр возглавила Татьяна Глаголева, взяв на её место другую актрису… И, может быть, не сложилась бы жизнь Светланы в Рязани, если бы не слегла однажды исполнительница роли Анны в «Шутниках» Островского. Гузикову ввели в спектакль в тот же вечер. И режиссёр вынуждена была признать, она – хорошая актриса.

Но и работа с Татьяной Глаголевой оказалась недолгой - трагический случай изменил творческую жизнь труппы. Во время гастрольной поездки по области театральный автобус протаранил гружёный плитами самосвал. Три молодых актрисы погибли в этом ДТП. Глаголеву сняли, а в ТЮЗ пришел Сергей Кузьмин.

Покорение

Это был период особого творческого подъёма. Кузьмин задействовал актрису сразу же, причём дал совершено разноплановые роли. Ей пришлось играть Ирину в спектакле «Иван да Марья», Кошку в «Кошкином доме», Таню в спектакле «В поисках радости». Эти роли словно тренажёр актёрского мастерства, раскачивающий от острой характерности до клоунады. А потом появились Мэри Поппинс и Анна Снегина. Такие разные и такие притягательные.

Играть в Рязани поэзию Есенина – особая ответственность, каждый считает себя знатоком и критиком. Но Снегину в исполнении Светланы Гузиковой сразу же полюбили. Она стала первой Анной Снегиной в России. Спектакль с восторгом и в Рязани, и в столице. Целый каскад ролей она сыграла в период сотрудничества с Кузьминым. Это было ещё время счастья и понимания. Был рядом Сергей, её муж, друг и помощник – яркая творческая личность. Росла дочка Настя. И была целая вереница сыгранных ролей.

Но пришло новое непростое время, и с ним новый режиссёр, Василий Грищенко. Он возглавлял театр почти четверть века. С ним Светлана Гузикова сыграла одну из своих самых любимых ролей - Екатерину Великую в «Царской охоте» и одну из самых трагических – Лисистрату. Трагических, потому что тогда в её жизни произошла трагедия. Заболел и умер муж. Может ли кто-нибудь понять степень этого горя?! «Только когда Серёжи не стало, я осознала, как любила его…» Видимо, Грищенко понял, что её нужно срочно вытаскивать из депрессии, и велел начать репетировать «Лисистрату». Ей пришлось взять себя в руки, спектакль был выпущен. За эту роль она получила первую премию на областном театральном конкурсе.

Сейчас во главе театра Марина Есенина. И вновь Светлана Гузикова вся в работе, она занята в семи спектаклях. А ей нравится стиль Марины Есениной, её чувство юмора и режиссёрский почерк. Впереди новые постановки. В ближайшее время выйдет «Детство 45 – 53: а завтра будет счастье», в котором тоже занята Светлана Гузикова. В общем, жизнь продолжается!

19 февраля 2015 г. «Областная Рязанская Газета»  Автор: Елена Гонторенко