Сказка ложь, да в ней...

В Рязани состоялись творческие режиссёрские мастерские

В Театре для детей и молодёжи на Соборной лаборатории проходят регулярно – самые разные. В этом году решили уделить внимание сказкам: какие сюжеты и жанры лучше выбирать для современных детишек и их родителей, как их ставить…

К проведению мастерских привлекли одного из ведущих специалистов России – театрального критика, лауреата Международной премии Станиславского Олега Лоевского. Олег Семёнович предложил множество пьес, порекомендовал режиссёров. Руководитель проекта, художественный руководитель Театра на Соборной Марина Есенина отобрала три абсолютно разные сказки: разноплановость даёт больше пищи для размышлений, это лучший тренинг для труппы – как и встреча с новыми режиссёрами.

Дмитрий Креминский (Москва) репетировал пьесу «Чудо на один день (Маленькая бабушка)» Виктора Ольшанского. Режиссёр Наталья Шумилкина из Москвы работала над пьесой «Последний папа» польского автора Михаила Вальчака, главный режиссёр Саратовского ТЮЗа им. Ю.П. Киселёва Алексей Логачёв – над пьесой «Эмиль Большая Голова» драматурга Светланы Баженовой. Можно сказать, что на мастерских было представлено три поколения авторов: корифей драматургии Виктор Ольшанский родился в 1954 году, Михаил Вальчак – в 1979-м, Светлана Баженова, ученица Николая Коляды, – в 1990-м. Анализировать эскизы спектаклей пригласили известного российского критика кандидата искусствоведения Павла Руднева (Москва).

***

Работа на нескольких площадках началась 28 февраля, а уже 4 марта вечером состоялся первый показ – эскиза «Маленькая бабушка». Герой Виктора Ольшанского, городской мальчик, приехавший на каникулы к бабушке, мается от скуки в деревне: никаких развлечений. Обиженной на невнимание бабушке высшие силы дают возможность на один день превратиться в девочку. Внучек в это время гуляет по лесу, встречает Охотника, симпатичных Медведя и Лису, одинокое Чудище и ведёт себя весьма недружелюбно. К счастью, девочка (которая бабушка) заступается за него перед лесными обитателями, мальчик проникается симпатией к «ровеснице», зверям, Чудищу и – меняется в лучшую сторону…

Главное достоинство эскиза по «традиционной» сказке – работа режиссёра Дмитрия Креминского с артистами. За короткое время было создано несколько интересных характеров со своей историей, со своей ТЕМОЙ. Актёрские работы отметили и Павел Руднев, и Олег Лоевский. Артисты работали в камерном пространстве: зрители сидели рядом, на большой сцене (как и на следующих показах). Олег Лоевский в обсуждении затронул важный вопрос:

– На какое пространство рассчитан спектакль? На малой сцене возможен контакт с детьми, серьёзное психологическое «проживание» роли. Если сказка перейдёт на большую сцену, это будет рядовой спектакль, который не спасти. «Проживание» роли потребует укрупнения, преувеличения – иначе дети заскучают, и получится «масочное» зрелище, где трудно будет уловить смысл. Удачные детские спектакли на большой сцене бывают крайне редко: мало кто из режиссёров умеет ставить в жанре шоу. И шоу нельзя сделать за три копейки, в него надо вкладывать большие деньги, чтобы всё радовало глаз.

***

Второй день показов начался с эскиза «Последний папа». Героиня драматурга Михала Вальчака – девочка, обделённая вниманием отца. Отсутствие живого общения заставляет её «одушевлять» своих кукол Барби и плюшевого мишку, придумывать страшные сюжеты. В детском воображении Большая Чёрная Птица похищает Папу, и героиня отправляется его выручать, встречая по пути множество персонажей. К финалу выясняется, что за личиной главной «тюремщицы» Бледной Королевы, задумавшей погубить всех пап города, скрывается… сама девочка. Ей предстоит побороть себя, тайные обиды, переросшие в ЗЛО.

В калейдоскопе разнообразных героев пьесы (Говорящая Лужа, Седой Трамвай, Русалка и т.д. и т.п.) режиссёр Наталья Шумилкина старалась воплотить яркие детские фантазии, придумывая для каждого гротесковый образ. Были в эскизе и лирические нотки, и эпизоды мучительного одиночества, но нить повествования терялась за «аттракционами». Впрочем, перенаселённость, калейдоскопичность изначально свойственны польской пьесе.

***

«Эмиль Большая Голова» – это средневековая европейская история о любви двух «уродцев» – мастера на все руки Эмиля с несоразмерно большой головой и Принцессы Розали с круглым туловищем. Королева, мать Розалии, прячет наследницу в подземелье с другими «уродцами», Эмиля скрывает у себя в мастерской Главный Придворный. Но молодые люди тайно выбираются погулять в лес, однажды их пути пересекаются, они проникаются симпатией…. И тут Эмиля силой заставляют сделать корсет, ломающий Розали рёбра. Когда Принцесса впервые в жизни появляется на публике, Королева велит уничтожить всех «уродцев»: в них больше нет надобности. Розали грудью становится на их защиту, а Эмиль с товарищами готовит план бегства…

Драматург Светлана Баженова определила жанр пьесы как «концерт Жака Бреля». Это не мюзикл, герои не поют, но звучащие грустные мотивы известного французского шансонье задают не только настроение работы Алексея Логачёва, её ритм, но и многие режиссёрские приёмы.

Рассказчика в пьесе зовут Жак, как композитора, и в эскизе это изящный, пластичный мим-конферансье. Он первым появляется перед зрителями, он представляет хоровод «уродцев» и светских персонажей, сам принимает участие в действе. В этом эскизе неожиданное пространственное решение: используется «карман» – часть сцены, обычно скрытая от зрителей, задействованы технический балкон и выходы, пульт ассистента режиссёра. А актёрский ансамбль заставляет вспомнить музыкальный термин «тональность»: единая минорная тональность при яркой индивидуальности каждого.

***

«Я очень люблю такой стиль: балладный, куртуазный, – сказал об «Эмиле…» Павел Руднев. – Это европейская драматическая сказка, готическая, если угодно. Она часто обращается к теме жестокости, теме ужаса перед своеволием власти. И режиссёр эти свойства увеличил за счёт «барочности» действа – церемоний и проходов героев…»

Во время «круглого стола» обсуждали сразу два эскиза, итоги лаборатории в целом, и акценты сместились с оценки актёрских работ на более глобальные вопросы. Если говорить об актуальности сказок – а это немаловажно, то у взрослых зрителей живой отклик вызвали социальные мотивы, так или иначе звучавшие в каждой пьесе. В «Последнем папе» – одиночество ребёнка, да и взрослых, порождающее серьёзные проблемы. В «Эмиле Большая Голова» – отношение общества к инвалидам, к любому проявлению «инакости» в человеке, внешнему или внутреннему…

Конечно, речь шла и о режиссуре, и о состоянии драматургии для детей. Свою точку зрения высказал Олег Лоевский, около сорока лет работающий в молодёжном театре: «В советское время существовала так называемая «школьная пьеса». Её не назовёшь честной, но процентов на пятнадцать она отражала реальность. А сегодня просто никто не понимает, что за поколение растёт… Только-только появились талантливые молодые драматурги – им самим лет по 20, они понимают, про кого пишут, в том числе – Светлана Баженова…»

Глава регионального отделения Союза театральных деятелей России Константин Кириллов на обсуждении отметил, что труппа находится в очень хорошей форме. Нельзя не согласиться: актёры показали умение работать в ансамбле, представили практически готовые интересные роли. Каждый из трёх эскизов шёл более часа, как полноценный детский спектакль (хотя режиссёры сокращали тексты).

В финале мастерских прошло тайное голосование за лучшую работу. Итоги его театр не раскрывает, но свой выбор озвучу – «Эмиль Большая Голова».

19 марта 2016 г. «Рязанские ведомости» Автор: Елена Коренева

http://rv-ryazan.ru/news/50918.html