Афиша Театра на Соборной пополнилась новым спектаклем – «Господа Головлёвы. Маменька». Режиссёр-постановщик Марина Есенина. Премьерный показ состоялся 16 ноября и буквально ошеломил искушённую театральную публику, собравшуюся в этот вечер в зале.
Вне обязательной программы (школьной, вузовской) вряд ли кто из современных молодых людей прочитал этот роман. Хотя он и не слишком объёмен, всего-то немногим более 300 страниц. Но слишком драматичен, слишком безысходен, слишком далёк от того лёгкого захватывающего экшнфэнтазийного вымысла, к которому приучили всех за последние годы. Ну не осилить сегодняшнему ему глубокое неспешное повествование пронзительной русской семейной саги. Может быть, поэтому драматург Ярослава Пулинович, дабы облегчить сей непривычный труд, создала пьесу по мотивам великого романа, взяв за основу жизнь Арины Петровны Головлёвой и нанизав вокруг неё лёгкое кружево судеб её близких.
Она – стержень старого дворянского рода, на ней держится его благосостояние, она карает и милует, а все остальные – крепостные, муж, дети – лишь часть её владений. Образ Маменьки воплотила на сцене Марина Заланская.
Однажды Марина в беседе чуть приоткрыла то, как она готовится к спектаклям. Ещё за пару дней до выхода на сцену начинается внутренняя работа, формулируется особое состояние, вхождение в образ, который нужно прожить. «Каждый раз это кусок души, словно режешь себя». Если в роли Царевны-лягушки у неё льются от переживаний настоящие слёзы, то что же в Маменьке…
Я даже боюсь прикоснуться к вопросу о том, как ей удаётся это перевоплощение. Что нужно внутренне пережить этой молодой женщине, чтобы за два сценических часа из юной тонкой очаровательной красавицы стать чёрствой, брошенной, немощной старухой?!
Диссонирует с образом Маменьки фигура её супруга - легкомысленно-романтического стихоплёта, витающего где-то вне хозяйственно-финансовых проблем. Роль блестяще сыграна Владимиром Коняхиным.
Всё окружение Арины Петровны – её сыновья Стёпка (Константин Ретинский), Павел (Артём Васильев), Порфирий-Иудушка (Дмитрий Мазепа), дочь Анна (Екатерина Волкова), её внуки – всё это лишь фон, на котором особенно явственно видны кривые стежки её жизненного пути. Петляет ниточка судьбы, оставляя могильные холмики. Так стоило ли так гнаться за прибытком? Скупать, выгадывать, скаредничать? Ради них она старалась… А они… Вся жизнь оказалась бессмысленна. Никого не осталось, один только сын – и тот иудушка. Вот и её одёжа брошена в печь.
Дмитрий Мазепа уже не раз доказывал свой уровень актёрского мастерства. Его Иудушка «растёт» на протяжении постановки от слащаво-подобострастного мальчика до пренебрежительно-высокомерного хозяина богатого имения. Он жесток и жалок. Но и его настигает одиночество, и он постигает его мрачную власть. Его душа умерла давно, теперь и тело. Последний из Головлёвых.
Зал не сразу вышел из состояния оцепенения, замерев в молчании. А потом долго аплодировал стоя.
Марина Есенина осуществила достойную драматическую постановку, привнеся в пьесу своё видение этой истории, оттенив её хлёстким юмором и современной интерпретацией «сообразно камертону нынешнего времени». Как пояснила Марина Викторовна, «было огромное режиссёрское желание уйти от поучительности»... Это мастеру вполне удалось: несмотря на драматизм, заданный классиком, её прочтение оказалось менее нравоучительным и более лёгким. Хотя проблемы, поднятые Салтыковым-Щедриным более ста лет тому назад, видимо, нетленны.
Марина Есенина убеждена, что роман этот «100-процентно современен. Именно поэтому мы обратились к нему. Хотелось дать возможность поразмышлять о том, что же в жизни главное – семья, деньги, дети, родители, карьера? Это история про матерей, которые строят свои карьеры и забывают про своих детей».
Судя по реакции, спектакль заставил-таки задуматься. Я обратилась к зрителям с вопросом о впечатлении, ответы были однозначны и звучали приблизительно так: «Мощная роль, мощная постановка и мощный актёрский ансамбль. И это нужно видеть».
22 ноября 2018 г. «Областная Рязанская Газета» Автор: Елена Аленик