Репертуар Театра на Соборной пополнился ещё одним спектаклем, основанным на русской классике. Пушкинская «Капитанская дочка» в версии Наталии Лапиной успешно прошла проверку первых премьерных показов и заслужила высокую оценку зрителей.
Наталию Лапину, известного петербуржского режиссёра, хорошо знают и в Рязани. Она участник театральных мастерских, которые много лет проводятся в ТЮЗе, и режиссёр таких пронзительных его постановок, как «Танец «Дели», «Детство 45-53» и «Яр».
«Капитанская дочка» столь же эмоционально насыщена. Несмотря на то, что написана она была в начале XIX века и отсылает нас к событиям ещё более давним, воспринимается очень современной историей. Ведь здесь замешаны чувства великие и понятные каждому поколению: нежная любовь юных и преданная до гроба зрелых сердец, ненависть и предательство, верность долгу и Отечеству… И всё это столь выпукло видится зрителю, так близко воспринимается им!
Режиссёр обозначила эпоху лишь крупными мазками нескольких упрощённых, но многофункциональных декораций, да штрихами в одежде персонажей, необходимыми для повествования. Всё это не главное, а лишь антураж. И вот перед нами: то кибитка, в которой 16-летний Петруша Гринёв (Николай Ребров) со своим слугой Савельичем (Константин Зенков) следуют к месту службы, то она же преображается в стол постоялого двора, двери и стены – в помосты. И снова столы, и подиум, на который в блеске и сиянии ступает императрица. Обстановка меняется на глазах у зрителей, добавляя динамики в повествование, накручивая обороты событий. Обостряя взаимоотношения.
Вот неопытный юноша проигрывает бравому гусарскому ротмистру Зурину (Дмитрий Немочин), напоившему его, 100 рублей. Считающий себя взрослым молодой барин заставляет слугу отдать эти деньги как долг чести. И вот он же одаривает промёрзшего путника, выведшего их, заблудившихся в тумане, к ночлегу, своим заячьим тулупом. Уметь быть благодарным – это тоже по чести. И по совести.
Юный прапорщик, получивший домашнее воспитание, не знаком с лицемерием и предательством. Он честен и добр. И где ему тягаться с таким подлецом, как Швабрин (Дмитрий Мазепа). Подобные беспринципные приспособленцы шествуют из эпохи в эпоху. Не потому ли и костюм его не привязан к времени действия? На нём то офицерская шинель, то водолазка и кожаный плащ… Изящен, нахален, безжалостен, он озабочен лишь достижением собственных целей и благ. Ни долга… Ни чести… Ни совести… Но сущность своего сослуживца Пётр Гринёв осознаёт гораздо позже, когда крепость захватывает крестьянская армия лжецаря Емельяна Пугачёва.
Тогда на виселицах умирают верные долгу защитники крепости вместе с добрейшим её комендантом капитаном Иваном Кузмичом Мироновым (Владимир Коняхин). И идёт за мужем на эшафот Василиса Егоровна (Марина Заланская). И зал в ужасе замирает, когда остаются болтаться на плечиках шинели – словно тела повешенных.
Братва гуляет. Гуляет и главарь. Да никакой это не государь, это понятно всем. И приспешникам, и пленным, и зрителю. Недаром сопровождает самозванца лихой разбойничий посвист, который он издаёт, собирая или прогоняя соратников, вызывая кого-то или просто так, от настроения.
Хитрый, резкий, безжалостный для врагов, не присягнувших ему. Не прощающий подлости по отношению к себе, но и не лишённый чувства справедливости – таким живёт на сцене Театра на Соборной Пугачёв в исполнении Константина Ретинского. У него своя честь – за добро добром платить. За тулупчик заячий – он дарит жизнь. И не одному. Миловать так миловать, благодарить так благо дарить – дочь капитанскую, Машу (Светлана Медведева), невестой он отпускает с Гринёвым.
О том, как завершился крестьянский бунт, известно всем из учебников истории. Равно как и повесть о капитанской дочери – из учебника литературы. Верный присяге Пётр Гринёв поступает в полк под начало Ивана Зурина и бьётся с мятежниками. Но по навету Швабрина он был обвинён в измене (увы, ничто не меняется в веках). И лишь вмешательство главного лица государства (вполне современно, не правда ли), императрицы (Марина Заланская), помогло восстановить справедливость.
И снова судьба столкнула молодых людей с их спасителем. Но спасителем ли? Не возглавь Пугачёв бунтарей, не было бы и смертей. И не было бы «помилованных».
Вот ведь величайший философский вопрос: если благодетель для одного, но враг для множества, как должно относиться к этому человеку – с благодарностью или с ненавистью?
Как ты отнёсся бы, ежели бы некто убил множество людей, в их числе друзей и знакомых, но пощадил тебя и любимого тобой человека? Каковы будут нравственные критерии такой оценки? И можно ли судить и осуждать в такой ситуации?
На эти вопросы, заданные после спектакля школьникам, я не смогла получить однозначного ответа. Ребята большей частью задумывались, часто приводя примеры Великой Отечественной войны. Но отмечали, что разделяют чувство сценических Гринёва и Маши к Пугачёву. И однозначно выражали отвращение к предателю Швабрину.
И вот финал, Мария Ивановна и Пётр Андреевич видят Пугачёва. На колесе. Нет, его не колесовали, императрица смилостивилась, облегчив преступнику уход из жизни. Но колесо, подвешенное над сценой и олицетворяя казнь, осталось всё-таки светлым символом. Да оно было таковым практически на протяжении всего спектакля, то создавая повозку, то солнце, то символизируя коловращение жизни и свет, который обязательно приходит на смену тьме.
ТЮЗ и Тюзик ждут друзей
Завершается Год театра этой прекрасной светлой постановкой. А уже 20 декабря Емельян Пугачёв легко преобразился в кота Матроскина, Пётр Гринёв – в Дядю Фёдора, и вместе с Дедом Морозом, Снегурочкой и всеми героями весёлой истории «Зима в Простоквашино» в постановке Марины Есениной открыли каскад новогодних представлений. И теперь-то зрители узнали, что впереди год Тюзика. Это сам он – озорной, серый, хвостатый, артистичный житель ТЮЗа – рассказал об этом. Театральный мышонок ждёт детей и взрослых в Театре на Соборной в своём, 2020 году.
30 декабря 2019 г. «Областная Рязанская Газета» Автор: Елена Аленик