Отзывы зрителей Карта сайта
В Театре на Соборной вновь прошла «Царская охота»
<…> «Царская охота» - известная пьеса знаменитого советского драматурга Леонида Зорина, основанная на реальном историческом сюжете о Екатерине Великой и княжне Таракановой. С целью выманить Елизавету в Россию императрица посылает своего бывшего любовника графа Орлова. Но вразрез с императорскими планами граф и Елизавета влюбляются друг в друга… Впрочем, окончание этой драматической истории, в результате которой княжна оказывается в Петропавловской крепости, всем хорошо известно ещё со школьной скамьи.
Великодержавные амбиции и женские слабости, любовь и власть, чувства и долг – на сцене разворачивается неоднозначный момент русской истории и горькая драма человеческих отношений.
Впервые спектакль «Царская охота» был поставлен в Рязанском театре для детей и молодёжи заслуженным деятелем искусств России Василием Грищенко в декабре 1994 года. Но время для премьеры оказалось не самым удачным: в здании театра началась реставрация, труппа жила переездами, и такой масштабной постановке (в спектакле занято более 20 человек) стало очень трудно существовать на сцене. В результате пьеса попала на полку…
- Для меня спектакли, как живые существа. И всегда жалко, когда неотыгранный спектакль вдруг начинает умирать, - признаётся режиссёр восстановленного спектакля, заслуженная артистка России Ольга Прищепова. – Столько вложено сил, здоровья, эмоционального заряда – неужели, всё впустую?.. Так что решили восстановить, благо, в своих рядах подрос граф Орлов (Илья Комаров), появилась Елизавета (Анна Комарова). Почему бы нет?!
- Кому пришла идея восстановить «Царскую охоту»?
- Идея, сразу скажу, моя: я всегда была неравнодушна к этому материалу. Есть пьесы, которые, как хорошее вино: со временем становятся лучше, интереснее, раскрываются новыми гранями. И, на мой взгляд, пьеса Зорина из таких. Русская тема, наша история, вечный конфликт между долгом и чувством: сколько человек будет существовать в рамках государства, столько эта тема будет актуальной. С одной стороны, человеком управляет долг, а с другой – сердце диктует совершенно иное. И, конечно, не позавидуешь человеку, который попадает в этот клинч. И в пьесе главный герой, граф Орлов, оказывается именно на таком перекрёстке.
- Художественное решение (художник-постановщик Леонид Подосёнов. – В.Н.) пьесы осталось без изменений?
- Да, здесь мы решили ничего не менять, хотя, конечно, вся сценография реставрируется, обновляется. Практически все костюмы были пошиты заново. Цеха работали очень напряжённо вплоть до последних дней перед премьерой. Была «вычищена» и местами заново переписана звуковая фонограмма. Словом, все те компоненты, которые сопутствуют обновлению и реставрации спектакля, были соблюдены. Так что ничего затёртого и вынутого из сундуков зритель не увидит.
- Ольга Павловна, вы были первой исполнительницей роли Елизаветы в этом спектакле. Теперь вы работаете с пьесой как режиссёр. А нет желания вернуться в спектакль актрисой? Например, уже императрицей?
- Честно, иногда появляется некий кураж: «А почему бы нет!» Но когда в голове сотни забот: этот спектакль не готов, это пора репетировать, и на носу уже студенческая сессия у наших молодых актёров – то тут уже не до императриц!.. Хотя, признаться, порой думаешь: «Эх, как бы я это сыграла!» Но во мне уже, видимо, побеждает режиссёрский прагматизм.
- Интересно, что влюблённую пару, Елизавету и графа Орлова, на сцене играет семейная пара, Анна и Илья Комаровы. Как они ощущают себя в этом спектакле?
- Прекрасно! <…> Насколько я знаю, редко каким семейным парам нравится играть на сцене любовь. Но им приятно работать вместе, они, очевидно, вдохновляют друг друга. Так что сложился дуэт не только семейный, но и творческий.
- И всё-таки, несмотря на то, что в афишах про спектакль написано «восстановлен», его можно с полным правом назвать настоящей премьерой.
- В духе времени мы называем его «Царская охота – 2». Я считаю, что присутствие любого нового человека очень меняет спектакль. А здесь сильно обновился актёрский состав, поэтому и атмосфера постановки изменилась. Это совершенно иной спектакль, нежели в 1994 году. И если он придётся по сердцу зрителю – значит, мы сделали всё правильно.
23 марта 2009 г. «Новая газета» Автор: Вера Новикова